Судьба маркиза де Сада - наглядное доказательство могучей
силы слова. Он не совершал чудовищных злодеяний, которые
описывал в своих книгах. Тем не менее его сажали в тюрьму,
трижды пытались казнить, а потом обрекли на забвение.
Сразу после смерти де Сада его близкие сожгли роман " Дни
Флорбеля ", который маркиз считал лучшим своим произведением.
Остальные его книги и рукописи много лет провели в " аду " -
так назывался отдел Французской национальной библиотеки, где
хранились особо опасные для общественной морали сочинения.
О творчестве де Сада вспомнили только в ХХ веке - вначале
психиатры, исследующие природу названного его именем садизма,
потом литераторы, изумлённые необычностью его стиля и смелостью.
Его сочинениями восхищались Гийом Аполлинер и Жан - Поль Сартр, Сальвадор Дали и Юкио Мисима. Правда, обычному человеку читать эти романы трудно : нагромождение убийств, пыток вызывает шок, который быстро сменяется скукой.
Возникает вопрос : зачем нужно было всё это писать ?
Французскую революцию маркиз де Сад встретил в Бастилии, как "узник
деспотизма". В революционном Париже он увлёкся театром и нашёл спонсоров для постановки нескольких своих пьес. В этих пьесах де Сада злодеи - аристократы основательно, со вкусом мучили добродетельных граждан -
причём мучения изображались гораздо правдоподобнее, чем добродетель.
Революционная стихия захлестнула впечатлительного маркиза.
Пылкими речами он заслужил важный пост в секции Пик, управлявшей
центром Парижа. Перед ним, наконец, открылась возможность претворить в жизнь самые дерзкие фантазии. И тут отец - основатель садизма проявил подлинный гуманизм. Он спас несколько "врагов народа" от расправы, устроив им побег за границу. Помог даже своей ненавистной тёще и её мужу. Когда же его назначили членом трибунала, де Сад ушёл с первого же заседания и подал в отставку. "Можно ещё понять, - писал он, - когда человека убивают в приступе страсти. Но холодно и спокойно всё взвесив, отдать приказ казнить его, ссылаясь на свою почтенную должность, - этого я понять не могу ". В итоге в страшные дни якобинского террора он был арестован по обвинению в "модератизме" - чрезмерной умеренности. Почти год его перевозили из одной тюрьмы в другую. В пору "кровавых казней" узника "потеряли" в тюрьме Пикпюс, когда его имя выкинули из списка осуждённых на казнь. Конечно, де Сада нашли бы, но на другой день совершился переворот 9 термидора. Из окна своей камеры он наблюдал казнь Робеспьера. Два месяца спустя бывший маркиз, ныне гражданин Сад (просто Сад), был освобождён. Но для власти он так и остался исчадием ада. Учёные пытались доказать (после смерти де Сада), что испорченность маркиза была обусловлена особенностями строения черепа, но обнаружили на черепе "шишечки", свидетельствующие о "родительской привязанности" и "симпатии к человечеству". Может, и так - де Сад искренне надеялся, что , пройдя через страдания, люди обретут истинную свободу. И вряд ли отец садизма отличался в этом от основоположников иных учений о том, как заставить человечество быть счастливым.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев