День учителя. Праздник, вобравший в себя лучшие школьные традиции, от ярких букетов до тёплых улыбок и поздравлений. Но не стоит забывать о том, что, хоть он и является одним «из старожилов» праздничного календаря, есть в этом празднике одна особенность, заключающаяся не только в том, что в памяти многих из нас (да что уж там — памяти каждого!) до конца жизни сохраняются воспоминания о своих учителях, но ещё и в том, что сейчас на наших глазах меняется страна, а вместе с ней и школа, а, следовательно, не только образ педагога, но и требования к нему.
Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества в целом. Поэтому эта профессия требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Нам остаётся лишь радоваться тому, что до сих пор находятся люди, которые, выбирая для себя эту подчас непростую дорогу, не только вкладывают в светлые умы подрастающего поколения знания, но и сами ни на секунду не останавливаются в своём развитии.
Ярким примером такого человека является Душухина Наталья Леонидовна , учитель информатики Коченевской школы № 1 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Аргунова.
Математик по образованию и учитель информатики по призванию. Сложно оспорить это утверждение, когда в беседе с Натальей Леонидовной открываешь для себя то, что в основе информатики, на первый взгляд, точного предмета, помимо цифр и программирования, лежит ещё и творчество.
Но обо всём по очереди, начнём со знакомства…
- Доброго дня! Наталья Леонидовна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к информатике? Или она пришла к вам? Ведь, насколько я знаю, по образованию вы математик.
Здравствуйте. Совершенно верно, по образованию я учитель математики. Знакомство с информатикой как школьным предметом произошло в 1986 году в 9 классе. Тогда этот предмет только появился, но в то время он мне не понравился. Технического обеспечения как такового не было, из-за чего сама информатика создавала впечатление чего-то непонятного, а вот математика, напротив, нравилась всегда.
Окончила школу с отличием, вариантов и предложений, куда идти дальше, было много, а вот сомнений насчёт профессии не было вообще. Но зато с выбором конкретного предмета возникли сложности.
В итоге, предпочтение всё же оказалось на стороне математики, во многом благодаря моему учителю – Яковлевой Светлане Георгиевне. Она стала тем человеком, который воспитал во мне любовь к цифрам и точным наукам.
Помню, ещё получила выговор от других учителей своей школы, почему именно математика, а не химия или, например, французский (улыбается).
Потом понеслась череда событий: замужество на втором курсе, переезд в Коченёво, работа в Коченевской школе № 14, а в 2000 году, уже 22 года назад, я перешла в первую школу. Сначала как учитель математики и физики, потом как математик и информатик, а сейчас только учитель информатики.
Окончила школу с отличием, вариантов и предложений, куда идти дальше, было много, а вот сомнений насчёт профессии не было вообще. Но зато с выбором конкретного предмета возникли сложности.
В итоге, предпочтение всё же оказалось на стороне математики, во многом благодаря моему учителю – Яковлевой Светлане Георгиевне. Она стала тем человеком, который воспитал во мне любовь к цифрам и точным наукам.
Помню, ещё получила выговор от других учителей своей школы, почему именно математика, а не химия или, например, французский (улыбается).
Потом понеслась череда событий: замужество на втором курсе, переезд в Коченёво, работа в Коченевской школе № 14, а в 2000 году, уже 22 года назад, я перешла в первую школу. Сначала как учитель математики и физики, потом как математик и информатик, а сейчас только учитель информатики.
- А как именно произошёл полный переход на информатику?
-Это было не моей личной инициативой, а скорее необходимостью. Валерий Васильевич Ларин, который учил информатике до меня и задал высокую планку преподавания этого предмета, ушёл на пенсию, и нужно было его кем-то заменить. Этим человеком оказалась я. Сначала совмещала предметы, но потом информатика меня в себя «влюбила». Сделав свой выбор, осталась с ней.
- Наталья Леонидовна, а что конкретно вам нравится в этом предмете?
- Логичность, красота и элегантность. Возможность импровизировать, формулировать нестандартные вопросы, составлять задачи, приближенные к реальной ситуации. Информатика помогает развивать интеллектуальные и творческие способности и у себя, и у детей.
- Т.е. информатика – это творчество?
- Однозначно – да, но если быть честной, то иногда я вижу и скучающие лица на своих уроках. Например, приходят ребята из 5-6 классов и думают, что они уже все знают о компьютерах, гаджетах и могут сами показать, как разобрать, собрать, снести, установить, а в итоге встречаются с какими-то элементарными, на их взгляд, задачами. К старшим классам эта тенденция, как правило, проходит.
На уроках я стараюсь донести до учеников, что важен не факт реализации алгоритма, а навыки, не конечный ответ в задаче, а идея, которая привела к решению. Ведущая деятельность на уроке информатики - не запоминание, а практическое применение и использование полученных знаний.
Без рутинной работы - никуда, конечно, это обязательный этап обучения, но сам процесс рождения идеи, создания алгоритма решения задачи и есть путь творчества в информатике. Как вижу это я.
- Получается, что математика — это наука с конкретно прописанными требованиями, жёсткими рамками, а информатика, наоборот, даёт возможность расширять границы своего творчества?
-На самом деле во время перехода с математики на информатику в 2001 году у меня было очень много свободы. В качестве основного рабочего документа, на который я ориентировалась, выстраивая ход урока, был лишь основной минимум содержания образования. Т.е. я могла сама выбирать авторские программы, учебники, по которыми хотела бы работать, компьютерное программное обеспечение. В математике такой свободы было меньше. Но свобода – это и обязательства, многому пришлось учиться самостоятельно и вместе с моими учениками. И мне нравится этот процесс – постоянно учиться новому.
Сейчас учителя работают в соответствии с ФГОС. Программы становятся унифицированными и в этом тоже есть плюс, единая программа для всех школ во многом упрощает переход ребёнка из одного общеобразовательного учреждения в другое. А задача современного учителя – вызывать интерес, поддерживать учебную активность и желание познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы.
Нет комментариев