Вспоминаем прочитанноеПредпоследний пункт называется Recall. Его задача – вспомнить всё то, что вы только что узнали. После прочтения нужно ещё раз посмотреть на список вопросов, составленный до того, как вы перешли к третьему этапу. Попытайтесь ответить на вопросы. Чем больше ответов вы сможете дать, тем больше информации было получено. Попробуйте вспомнить вид текста (шрифт, отдельные абзацы, выделенные слова, красные строки и т. д.). Можно попытаться вспомнить структуру, название отдельных подзаголовков. Особое внимание необходимо уделить материалу, который наиболее подробно сохранился в памяти, и понять, почему именно этот фрагмент текста запомнился лучше всего. Возможно, автор добился желаемого эффекта при помощи определённого стиля или эмоционально окрашенных слов.
Пересматриваем прочитанное
Последний этап работы с незнакомым текстом называется Review. Финальным шагом становится пересмотр только что прочитанного текста. Просмотрите ещё раз всё, что вам запомнилось. Возможно, таким образом мозг подаёт сигнал о том, что это и есть наиболее важная информация. Чтобы процесс запоминания был более эффективным, найдите себе собеседника. У школьников и студентов всегда есть возможность поработать над материалом со своим одноклассником (однокурсником), так как оба заинтересованы в запоминании новой информации. Задавайте друг другу вопросы с как можно большим количеством подробностей, пересказывайте прочитанное.
Отсутствие результатов
Ни одна методика не может дать стопроцентный результат. Уникальность каждого человека требует творческого подхода. Техника SQ3R рассчитана преимущественно на визуалов, то есть, на людей, воспринимающих новую информацию только зрительно. Аудиалам (людям, воспринимающим новый материал на слух) методика может показаться менее удобной и эффективной. Если вы являетесь аудиалом, попробуйте, не меняя основы техники, слегка подкорректировать её для своих нужд.
Первый этап
Оценивая текст, читайте заголовки и подзаголовки не мысленно, а вслух. Проговаривайте медленно, делая паузы, если они есть. Отметьте те фрагменты текста, которые планируете изучить на третьем этапе.
Второй этап
Согласно инструкции, необходимо составить вопросы. После того, как список будет готов, нужно зачитать получившиеся вопросы. Если вы работаете с текстом не в одиночестве, попросите своего товарища прочитать получившееся вместо вас, а вы, в свою очередь, можете ознакомиться со списком вашего товарища.
Работа над новым материалом вдвоём предполагает, что список вопросов у каждого будет свой. Разные взгляды на один и тот же материал сделают картину более полной, помогут увидеть больше деталей.
Третий этап
Отмеченные фрагменты текста нужно читать вслух по очереди, если человек работает с материалом в паре с кем-то. Если же партнёра нет, можно записать чтение на диктофон, а затем прослушать получившуюся запись несколько раз. Таким образом, вы сможете запомнить новый материал на слух. Особое внимание уделите тем фрагментам текста, где находятся неизвестные вам слова или понятия. Во время чтения выделите их голосом.
Четвёртый этап
Перескажите вслух изученный материал после того, как несколько раз прослушаете диктофонную запись. Составьте список новых слов и понятий и постарайтесь также вслух объяснить их значение, приводя как можно большее количество деталей.
Пятый этап
Последний этап также потребует участия голоса. Если визуалам достаточно пересмотреть прочитанное, аудиалам придётся перечитать весь материал вслух. Кроме этого, можно вновь воспользоваться диктофонной записью, прослушав её столько раз, сколько это потребуется для того, чтобы запомнить новый материал.
Нет комментариев