Однако мы в издательстве как раз занимаемся тем, что печатаем малые тиражи. У нас есть бизнес-модель, которая позволяет снижать издержки, и в перспективе малый тираж обходится в будущем дешевле, потому что сокращается время хранения экземпляров на складе, упрощается дистрибуция и процессы продвижения.
Кстати, о продвижении: зачем развозить в книжные магазины, когда можно продать на Ozon, например?
Во время продвижения книги издательства максимально задействуют все рекламные каналы, начиная от наружки в магазине и заканчивая таргетом и маркетплейсами. Однако из-за ограничений и запрета социальных сетей издательства теряют большой процент трафика, а значит, и клиентов.
Но и здесь есть выход из ситуации: издательства начинают осваивать новые каналы — ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Telegram. Пока мы не можем конкретно прогнозировать, насколько эти площадки лучше или хуже, но ежедневный рост аудитории говорит о том, что потерянную долю трафика и продаж мы сможем восполнить.
А может быть такое, что цензура придёт и в литературу?
Введение всеобщей цензуры, условно как в Советском союзе, когда каждая книга проходила проверку в Госиздате, процесс долгий, сложный и затратный. Сейчас непонятно, как он будет развиваться и будет ли развиваться вообще.
Мы со своей стороны считаем, что такого не будет, так как в ближайшее время конкретных предпосылок к этому нет.
Что со всем этим делать издателям?
Российский книжный союз начал формировать программу поддержки, которую направил в Минцифры. В частности, речь идёт о снижении таможенных платежей на ввоз мелованной бумаги, грантовой помощи молодым писателям, государственных наградах и преференциях для национальных авторов, субсидировании пониженной кредитной ставки на обновление технической базы для полиграфических компаний и отмене таможенных сборов на ввоз полиграфического оборудования. Информации по решению пока нет, потому что предложение на рассмотрении. Но когда Минцифры разработает меры поддержки, то с ними стоит ознакомиться.
«Коммерсант» пишет, что крупнейший в России целлюлозно-бумажный комбинат «Кама» уже разослал партнёрам федерального уровня письмо, где рассказал о решении зафиксировать цены на бумагу и картон в условных единицах, то есть в евро по курсу 86,85 руб. Меру приняли для «стабилизации ценообразования, придания ему прозрачности и возможности прогнозирования».
В ближайший месяц наш производственный комплекс получит субсидии и будет участвовать в программах поддержки отрасли. Для наших авторов это интересно тем, что мы планируем зафиксировать цены на печать и остановить их последующий рост на ближайшие два месяца.
Искать новых российских авторов, в которых стоит вкладывать деньги.
Искать новых поставщиков.
Делимся опытом: мы со своей стороны поговорили с партнёрами офлайн-розницы — есть большой шанс увеличить долю продаж наших авторов из России по причине закрытия договоров по покупке авторских прав зарубежных авторов на дистрибуцию. Прогнозировать конкретные цифры пока точно не можем, но будем держать в курсе событий.
Что со всем этим делать писателям?
Продолжать писать — интерес к книгам у россиян возрастает.
Обязательно выходить на книжный рынок со своей рукописью, даже если собираетесь издаваться самостоятельно малыми тиражами. Такой подход поможет снизить риски и сэкономить на хранении.
Осваивать новые социальные сети и площадки, следить за рынком.
Обратить внимание на аудио- и электронные книги. Возможно, вашу рукопись можно переиздать в новом формате.
Не гнаться за дорогими материалами: мы рекомендуем плотно общаться с дизайнерами и верстальщиками, чтобы выбирать адекватные по цене материалы и понимать, от чего стоит отказаться. Работает это так: не экономьте на обложке — это главная продающая часть книги, а вот в печатный блок можно выбрать более экономичные материалы. Конечно, не пускаться в крайности и не печатать на газетной бумаге, но и мелованную использовать с умом: если в книге есть иллюстрации, то, например, сделать их вклейками. Таким образом издание на рынке будет дешевле, а значит, доступнее для читателей.
Необходимо планировать сроки издания своей книги: загруженность типографий, импорт сырья, производство и задержки всех остальных процессов из-за коронавируса не могут обеспечить срочную печать. Так что если хотите качественно издать книгу — закладывайте минимум один месяц, если макет готов, и три месяца, если есть только рукопись.
Сравнивать цены на рынке: мы рекомендуем авторам не подходить к вопросу выбора издательства поверхностно, так как от этого зависит результат конечного продукта. Сравнивайте цены, полноту пакета услуг, команду специалистов, которая будет работать над вашей книгой. Здесь поделимся лайфхаком: чем больше людей трудится над изданием рукописи, тем выше по качеству будет результат. Обычно в маленьких издательствах один человек и верстает, и корректирует, и редактирует. Так происходит, потому что писателей много, все загружены и работать с максимальным фокусом над каждым проектом просто не получается, в итоге результат может не оправдать ожиданий.
Многие мелкие издательства могут не пережить глобальный кризис, усугублённый местным финансовым кризисом.
Мы на базе нашего холдинга продолжаем оказывать услуги дистрибуции книг авторов, обратившихся к нам из других издательств, услуги логистики, печати и маркетинга.
Что со всем этим делать читателям?
Книги, напечатанные в новых тиражах, будут уже по новым ценам. Поэтому лучше сейчас купить то, что хотели купить давно. Внимание: романы Стивена Кинга из продажи не пропадут. То, что уже напечатано, отменить нельзя!
Оформить абонемент в библиотеку, всё-таки это приятные заведения.
Хранить те издания, которые у вас есть сейчас, особенно подарочные, потому что они тоже могут стать инвестицией.
Ответы на важные вопросы для авторов, которые издаются у нас
Как теперь мы в издательстве считаем стоимость услуг?
Мы зафиксировали стоимость на все предпечатные услуги на уровне 2021 года. Стоимость печати мы актуализируем каждые три дня, если печатаем у партнёров. Если печатаем на своих мощностях, то можем себе позволить зафиксировать цену на семь — десять дней. По многим нашим книгам, которые уже в работе, нам удалось сохранить договорную стоимость. В новых проектах всё обсуждаем индивидуально с автором, ищем варианты и альтернативы материалам. В самых острых случаях софинансируем издание, если это вторая или третья книга нашего постоянного автора или новинка, в которую мы верим. Также предоставляем отсрочку платежей без банковских продуктов, экономим на логистике и хранении — переводим проекты в печать небольшими партиями.
Будут ли задержки и что с ними делать?
Да, будут. По срокам мы ориентируемся на своё производство и на информацию от партнёров. Сейчас они в среднем полтора-два месяца при наличии готового макета и без ожидания материалов. Наша основная задача — своевременно донести до автора информацию, чтобы мы могли совместно принимать решения об издании и сроках выхода книги на рынок. Если печать тиража планируется под определённое мероприятие или событие, то первоначально мы разрабатываем план и график прохождения всех издательских процессов, и только потом заключаем договор. В каких-то случаях приходится отказывать, потому что не можем взять на себя обязательства издать и напечатать рукопись, например, за семь дней. В текущих условиях это нереально, мы понимаем риски и то же самое транслируем нашим авторам.
Как будет выстраиваться авторское вознаграждение в новых условиях?
Мы не ограничиваем автора по размеру гонорара. Но всегда говорим ему о том, сколько его книга будет стоить на полке книжного магазина. Это право останется у автора и дальше, всё зависит от его желаний и целей. Но обычно картина выглядит так: те книги, которые стоят дешевле, продаются в большем объёме. При этом окупаемость книги при самостоятельном издании малым тиражом до 500 экземпляров возможна, но при определённых условиях, которые всегда выстраиваются индивидуально.
Нет комментариев