Песня «ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ» (музыка Бориса Мокроусова, слова Александра Жарова, 1943 год) имеет поистине героическую историю создания, основанную на реальных событиях.
Лето 1943 года. Проходя по одной из московских улиц, композитор Борис Мокроусов, остановился у витрины, где была вывешена газета «Красный флот». Его внимание привлек броский заголовок: «Севастопольский камень».
С Севастополем композитора связывали особые нити. В первые же дни войны он был направлен сюда в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Здесь сблизился с моряками, будущими участниками обороны морской крепости, полюбил Черное море. Еще тогда Мокроусов и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморцах, но военная судьба разъединила их, и замысел осуществить не удалось... И вот спустя два года газетный заголовок вновь вернул композитора к его мечте. О чем рассказывалось в корреспонденции?
«...Последние часы героической обороны Севастополя. Фашистская артиллерия ведет ураганный огонь по полуразрушенному городу. Один из вражеских снарядов ударил в набережную близ памятника «Погибшим кораблям» и отбил от гранитного парапета небольшой осколок.
Этот кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, один из тех, кто, сдерживая бешеный натиск гитлеровцев, бился против десяти, против ста! Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место, впаять его в набережную...
Моряку не суждено было это сделать — его сразила фашистская пуля. Умирая, он передал осколок своим боевым друзьям:
— Камень должен вернуться в Севастополь!
Товарищ, принявший драгоценную реликвию, — это был снайпер, — погиб в засаде, успев передать севастопольский камень своему напарнику, — разведчику. От него камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулеметчиков, летчиков... И у кого бы ни был кусок этого севастопольского гранита, он всегда находился в крепких, надежных руках воинов, поклявшихся выполнить завет неизвестного матроса — вернуть камень на родную землю...»
Легенда о севастопольском камне, рассказанная в газете писателем Леонидом Соловьевым, произвела огромное впечатление на Мокроусова. Он сразу же принялся за работу.
Так родилась мелодия песни, которой суждено было стать одной из лучших песен Великой Отечественной войны. Именно мелодия, ибо слов еще не было — случай сравнительно редкий в композиторской практике. Когда же музыка была готова, текст написал Александр Жаров. Вот что рассказывает об этом поэт:
— После того как Мокроусов показал мне музыку, стихи я написал почти залпом, так как был внутренне подготовлен к этому еще в те дни, когда мы вместе сражались в Севастополе. Очерк Соловьева возник на реальной почве. Легенда о камне не была легендой в обычном понимании этого слова: многие матросы, покидая по приказу командования священную землю Севастополя, брали с собой горстку земли или кусочек гранита и клялись вернуть их обратно, прийти сюда с победой.
Законченную композицию о заветном камне авторы показали редакторам «Красной звезды», которые ее сразу же опубликовали. Вскоре песня зазвучала на радио. Настоящий успех пришел после ее исполнения Леонидом Утесовым.
За свою историю песня «Заветный камень» входила в репертуар многих известных певцов и певиц, таких как Ефрем Флакс, Марк Рейзен, Борис Гмыря, Мария Максакова, Иван Шмелёв, Людмила Зыкина, Людмила Гурченко, Юрий Богатиков, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский, Олег Погудин и другие.
Баллада «Заветный камень» продолжает жить и поныне как память о беспримерном героизме наших дедов и прадедов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев