В 1968 году вышел двухсерийный психологический детектив «Ошибка резидента», главным героем которого стал герой Георгия Жжёнова — сын белоэмигрантов, резидент западной разведки Михаил Тульев. В нём и прозвучала песня, авторство которой приписывали и Есенину, и Окуджаве. На экране её исполняет Бекас — подсадной контрразведчик КГБ. В этой роли снялся Михаил Ножкин.
В эпизоде с песней Бекас прогуливается с гитарой около дома Станислава Курнакова — того же Михаила Тульева, но сменившего легенду и место жительства.
Текст песни — исповедь оторванного от Родины человека, который и рад бы вернуться, но вовсе не уверен, что дома ему будут рады. Недостижимое счастье — в прошлом, в краю берёзового сока, но герою приходится менять города и имена, дышать пылью чужих дорог и проклинать заморские красоты.
Я в весеннем лесу пил березовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что имел не сберег, что любил - потерял.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.
И носило меня, как осенний листок.
Я менял имена, я менял города.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахнут цветы, не светила луна.
И окурки я за борт бросал в океан,
Проклинал красоту островов и морей
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей.
Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей.
Да вот только узнает ли родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?
Я в весеннем лесу пил березовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что имел не сберег, что любил - потерял.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.
Бекас услышал песню о берёзовом соке в западной разведшколе от перебежчика, который красит фонарь. «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» — песня не разведчика, но эмигранта, власовца или перемещённого лица, оставшегося на Западе, путь которому домой заказан. Остаётся только скитаться, не зная ни покоя, ни счастья... Не зря в тексте звучит вопрос, узнает ли его Родина-мать.
Комментарии 1