Иллюстрация к роману. (Wikimedia Commons)
Живая романтическая история придуманных и реальных людей открыла глаза французов на символ их судьбы — собор Парижской Богоматери. К полузаброшенному храму выстроились читатели-паломники. Вслух вспоминались не только перипетии жизни Квазимодо и Эсмеральды, но и целые главы книги, посвящённые собственно собору. Действительно, восклицали парижане, кому это пришло в голову заменить прекрасные витражи белыми стёклами? Как же мог тиран Людовик XIV поставить прямо у алтаря собственную статую? А где химеры, которые описывает господин Гюго? Куда подевался высокий шпиль? Любовь к роману переносится на собор, читатели становятся страстными защитниками старины, движение ширится, люди начинают собирать деньги на восстановление Нотр-Дама. В то же время происходит ещё одно важное и показательное для эпохи событие. В послереволюционное правительство входит Проспер Мериме. Как и Гюго, он один из провозвестников новой поэзии и прозы. Писатель становится инспектором исторических памятников Франции. Он ездит по всей стране, составляет список всего ценного, что сохранила или хотя бы не совсем погубила бурная История. Именно Мериме находит идеального на тот момент архитектора-реставратора — Эжена Виолле-ле-Дюка.
Начинается работа. По списку Мериме восстанавливаются и преображаются памятники. Собор Парижской Богоматери получает и шпиль, и химер, и много всего, что создало знакомый нам целостный облик главной церкви Парижа.
Параллельно роман Гюго продолжает жить своей жизнью и завоёвывать всё большую территорию. По нему написаны оперы, балеты, мюзиклы, сняты фильмы, в том числе и анимационный. Когда 15 апреля 2019 года Нотр-Дам загорелся, мы прочитали множество сообщений, что теряем не только общечеловеческую историю, но и свои впечатления, взрослые и детские. В Сети появился мультяшный Квазимодо, обнимающий горящий собор, а чуть позже — он же, с храмом под мышкой и словами: «Ничего, я его починю!».
https://dzen.ru/a/Z16JSpu3iHWUTS-K
Комментарии 1