Ярче всего эти особенности географического положения России проявлялись на южной границе. К югу от русских земель в первой половине XVI века располагалась огромная область, которую современники называли Полем – лесостепной и степной край, в то время совершенно не имевший постоянного населения. Археологи установили, что значительная часть этих мест в домонгольское время была освоена восточными славянами, но в эпоху ордынского господства оседлое население здесь сократилось, а к XVI веку, видимо, стало совсем немногочисленным и оставалось только в лесах бассейнов верхней Оки, Десны и Цны.
Причина этого была в соседстве с Крымским ханством. Взаимные набеги и захват пленных были обычной практикой в отношениях между государствами и народами в этой части мира. Скажем, известно, что в Казанском ханстве жило немало русских полоняников; после взятия Иваном Грозным Казани многие из них, получив свободу, остались в Среднем Поволжье и были записаны в писцовые книги как отдельная сословная группа. Русские в своих военных походах также брали пленных, и эти люди под именем ясырей или полоняников часто фигурируют в документах того времени. Но общества Северной Евразии были немногочисленными и небогатыми, и в них просто не было места для большого количества зависимых, оторванных от привычного жизненного уклада людей. В полоняниках не было особой нужды – и их захват не превращался в налаженное, поставленное на поток дело.
Иначе обстояло дело в Крымском ханстве. С начала XVI века оно оказалось в зависимости от Османской империи: султан из Стамбула назначал и низвергал ханов (из многочисленных потомков рода Гиреев), войска ханства участвовали во всех крупных военных предприятиях Высокой Порты. Очень прочными были и торговые связи, между городами Турции и портами Южного берега Крыма постоянно ходило множество судов. Это означало, что перед крымскими купцами открылись огромные невольничьи рынки Средиземноморья; спрос породил предложение, и кочевые подданные хана стали активно заниматься добычей и продажей живого товара. В Кафе (Феодосии) и в Гёзлёве (Евпатории) возникли большие рынки, охота за людьми превратилась в важный промысел множества кочевников Северного Причерноморья.
«Охотничьими угодьями» подданные ханства считали огромные пространства степной и лесостепной зоны Восточной Европы. Жить на этих территориях стало невозможно, русское население ушло из Верхнего Подонья и многих районов на Брянщине и Черниговщине; украинская оседлость сдвинулась выше по Днепру; народы Северного Кавказа были вынуждены покинуть многие места в предгорьях. На ткани человеческой ойкумены образовалась гигантская прореха, оставленное людьми пространство диаметром в тысячу километров – Поле, как его называли русские. Отправляясь на свой промысел на «московскую украйну», татарские всадники должны были пересечь его.
Из предисловия к книге «Белгородская черта: история, фортификация, люди», Д.А Хитров.
https://belgorodkniga.ru/catalog/novinki/belgorodskaya-cherta-istoriya-fortifikatsiya-lyudi/ Продолжение следует...
Иллюстрация:

Московское государство на карте мира. 1684

Посольская книга по связям России с Крымским ханством за 1474–1499 годы. РГАДА

Монеты Крымского ханства с тамгой – родовым знаком Гиреев

Тартарцы. Гравюра В. Холлара. XVII век
Продолжение следует...
#КнигиБелогорья #история@belgorodkniga
#БелгородскаяЧерта
Нет комментариев