Лето 2025 г. оказалось богатым на рекорды в беге. В июле на этапе «Бриллиантовой лиги» в американском Юджине кенийская легкоатлетка Фейт Кипьегон обновила свое же достижение на дистанции 1500 м – 3:48,58. На том же турнире ее соотечественница Беатрис Чебет стала первой женщиной, которая преодолела 5000 м меньше чем за 14 минут (13:58,06). Российские спортсмены на международных соревнованиях не выступают, но тоже бьют рекорды – пусть и национальные, зато очень старые. Например, 21 июля 18-летний Алексей Данилов обновил достижение 45-летней давности, пробежав 400 м за 44,56 с. Это на 0,04 с быстрее рекорда, установленного олимпийским чемпионом Виктором Маркиным на Играх-1980. Прежний рекорд страны держался с 1986 г. Более свежее достижение (2015 г.) 9 августа побил 18-летний Федор Иванов – на чемпионате России он пробежал 400 м с барьерами за 47,94 . Всплеск результатов связывают с новыми методиками тренировок.
Бег на месте
Российская легкая атлетика находится под санкциями уже 10 лет. В ноябре 2015 г. совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ныне World Athletics) приостановил членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) из-за массовых нарушений антидопинговых правил. Спортсменам запретили участвовать в соревнованиях, хотя в большинстве остальных видов спорта Россия тогда выступала без ограничений – с флагом и гимном. На Играх-2016 исключение сделали для информатора WADA бегуньи Юлии Степановой (в нейтральном статусе) и прыгуньи в длину Дарьи Клишиной, которая несколько лет жила в США, – она соревновалась в Рио под российским флагом. С 2017-го спортсменов из России стали допускать на чемпионаты мира и Европы в нейтральном статусе, но квота для них всегда была ограничена. В марте 2022-го практически весь российский спорт оказался под международными санкциями, и с тех пор запрет для легкоатлетов несколько раз продлевали. Сейчас календарь соревнований по большей части состоит из внутренних стартов. Чтобы его наполнить, создали, к примеру, серию «Королева спорта» – в 2025 г. она состоит из 15 этапов в разных городах России, в том числе в Сочи, Москве, Казани и Екатеринбурге.
Состязания с иностранными спортсменами для россиян теперь редкость. Исключения – Игры БРИКС 2024 г., а также совместные старты с белорусами – они тоже отстранены от международных турниров. В июле 2025-го на матчевой встрече юниоров (U-20) двух стран в Бресте Данилов побил национальный рекорд.
Топ-результаты показывают не только молодые спортсмены. В марте 25-летний Александр Масютенко пробежал 400 м в помещении за 45,72 с. Предыдущее достижение (45,90) установил еще в 1998 г. Руслан Мащенко, нынешний главный тренер сборной по легкой атлетике. Масютенко здорово выступил и на 300 м, установив рекорд России в декабре 2024-го (32,62). Король длинных дистанций – 33-летний Владимир Никитин. 24 мая 2025 г. пробежал полумарафон за 1:00:37 – это тоже национальный рекорд. «Володя Никитин – самородок, такой может появиться раз в несколько десятилетий, – говорит в интервью «Ведомости. Спорту» российский марафонец, а ныне тренер Леонид Швецов. – Но в его случае еще совпало, что он трудяга. Плюс Никитин дружит с головой. Иногда говорят, что бокс – это спорт, где нужно много думать, как в шахматах. С бегом на длинные дистанции похожая ситуация. Это касается в первую очередь тактической борьбы».
Однообразная нагрузка
Успехи российских бегунов объясняют сочетанием нескольких факторов. Во-первых, сменилось поколение. Последние олимпийские медали в беге на коротких и средних дистанциях Россия выигрывала в 2012 г. (Наталья Антюх – золото Игр на 400 м с барьерами, Екатерина Поистогова (800 м) и Татьяна Томашова (1500 м) по серебру, позже их результаты аннулировали из-за положительных допинг-проб.) Среди мужчин награды не завоевывали со времен победы Юрия Борзаковского в Афинах-2004 в беге на 800 м. На чемпионатах мира последнюю медаль в беге выиграл Сергей Шубенков – в 2017-м взял серебро на 110 м с барьерами. Недавно 34-летний спортсмен признался, что подумывает о завершении карьеры. Следующее за ним поколение оказалось не таким быстрым. Швецов это связывает с тем, что бег на рубеже веков растерял популярность у детей. «Сначала были проблемы с экономикой, – говорит тренер. – После 2014-го добавилось отстранение ВФЛА. И в целом упал интерес к легкой атлетике. Я общаюсь с коллегами, им трудно похвастаться большим количеством занимающихся детей. Но в последнее время интерес растет. Не знаю, с чем это связано».
Новое поколение, возможно, одно из самых сильных за последние десятилетия, что и позволило перекрыть даже «вечные» достижения. Молодым спортсменам повезло готовиться к стартам по более современным методикам. «В наше время все было однотипно, – вспоминает призер чемпионата Европы по легкой атлетике Юрий Трамбовецкий. – Нагружали однообразными упражнениями. Если бегун «не выжил», берут другого. А сейчас все более целенаправленно. Тренеры должны подстраиваться под спортсменов, давать упражнения под конкретную группу мышц. Важно, чтобы они шли от спортсмена, а не думали о том, как бы набрать их побольше в группу, чтобы гонять по одной методике». Обновлять очень старые рекорды помогают и технологии – с 1980-х они ушли далеко вперед. 40 лет назад кроссовки оставались примитивными, бренды только начали экспериментировать с материалами – работать над амортизацией и фиксацией ноги. С тех пор шиповки профессиональных бегунов стали легче и комфортнее. В 2023 г. эксперты лаборатории спортивной обуви Heeluxe Footwear подсчитали, что средний вес кроссовки 42-го размера за предыдущие 13 лет уменьшился с 289 до 258 г. И если бы не кроссовки, Данилов вряд ли бы поставил рекорд. Перед стартом в Бресте он купил новую современную модель. «Я раньше бегал в шиповках за 3000 руб. Покупал у себя в городе, и фишка в том, что они полностью кожаные, – объяснял атлет «Спортсу». – В моих старых шиповках стоишь на всей стопе. А в новых – как будто на носочках, только в нескольких местах дорожки касаешься».
Закрытые помещения
И все же условия для занятия бегом во многих регионах явно не соответствуют спортивным амбициям России. Из-за климата во многих частях страны вид невозможно развивать без легкоатлетических манежей, но их очень не хватает. Тот же Данилов, по словам его тренера Льва Лободина, зимой вынужден тренироваться в подвале. Удивительно, что это не помешало ему побить рекорд. «Трудности только его закаляют, – уверен Швецов. – Когда нужно преодолевать бытовые сложности, спортсмен больше фокусируется на тренировках. Потом он едет на сборы, где инфраструктура лучше, и эта вариативность условий подзадоривает».
О нехватке манежей говорят давно. Летом 2022 г. тему поднимали, к примеру, на заседании рабочей группы думского комитета по спорту с участием представителей ВФЛА. На встрече пришли к выводу, что даже в городах-миллионниках недостаточно арен для легкоатлетов. Тогда же депутаты решили составить дорожную карту по строительству необходимой инфраструктуры, но судьба этой инициативы неизвестна. Спортивный директор ВФЛА Юрий Борзаковский за неделю не нашел возможности ответить на вопросы «Ведомости. Спорта», ссылаясь на занятость.
Решать инфраструктурные задачи призвана программа «Спорт – норма жизни», по которой за в 2019–2024 гг. построили около 500 объектов, но далеко не все они предназначены для легкой атлетики. За последние годы открыли манежи в Южно-Сахалинске, Петрозаводске, Ульяновске и Тольятти, но стране нужно больше крытых стадионов.
«Ничего не строят, – подтверждает Трамбовецкий. – Я не знаю, как в целом в России, но у нас в Петербурге только два стадиона – «Приморец» и «Петровский». И туда не всегда пускают. А в большинство манежей так просто не попасть – нужно быть в списках. В манеж «Газпрома» пробиться можно только поздно вечером. Дети у нас в городе в основном занимаются на «Зимнем стадионе», но там уйма народу, не протолкнуться».
#бег
Нет комментариев