Сергей Иванович Осипов
Советский живописец и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Родился 22.09.1915г. в деревне Степанково Бежецкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Отец художника с дореволюционных лет работал по строительству в Петрограде. Учиться Осипов начал в школе села Поречье.
В 1927 году приехал к отцу в Ленинград. Здесь окончил семь классов средней школы и поступил учеником на завод «Электроприбор». Затем работал с отцом на строительстве.
Ещё в школе учитель литературы подметил у него любовь и способности к рисованию и помог подростку определиться в вечернюю художественную школу на Таврической улице, где будущий художник стал заниматься у известных педагогов В. В. Сукова и С. Л. Абугова, сыгравших заметную роль в становлении ленинградской живописной школы.
В 1932 г. поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств, а в 1935 г. стал студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занимался у С. Л. Абугова, М. Д. Бернштейна.
После второго курса А. А. Осмеркин пригласил молодого художника продолжить обучение в его мастерской.
Впоследствии С. Осипов будет использовать эти наблюдения и опыт в собственной многолетней педагогической практике во время работы на кафедре общей живописи в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.
Война застала его на дипломном курсе в мастерской А. Осмеркина. Оставив учёбу, он добровольцем ушёл в народное ополчение. Участвовал в боях под Ленинградом. В декабре 1941 при разминировании проходов для наступающего матросского батальона из Кронштадта в районе Старого Петергофа был тяжело ранен, потерял ногу. Больше года провёл в госпиталях на излечении. Демобилизовался в 1943 как инвалид Великой Отечественной войны. Награждён Орденом Славы III степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
В 1943 году демобилизовался по инвалидности и уехал в Самарканд для продолжения учёбы в институте и в декабре того же года окончил его по мастерской А. А. Осмеркина с присвоением квалификации художника живописи. Его дипломной работой стала картина «Партизаны».
В 1944 году после полного снятия блокады вернулся в Ленинград и работал по договорам с Ленизо (кооперативное товарищество ленинградских художников, которое существовало в Ленинграде с 1929 по 1954 год). В апреле 1945 года его принимают в члены Ленинградского Союза советских художников. С 1945 года он неизменный участник выставок ленинградских художников, он пробует себя в портрете, пишет жанровые композиции, натюрморты, но ведущим в его творчестве становится лирический пейзаж.
В 1945 году начинается его многолетняя педагогическая работа, сначала в ЛХПУ, затем в 1946-1949 гг. в изостудии при ДК имени М. Горького, а с 1949 и до конца 1970-х на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.
Как позднее будут отмечать исследователи творчества С. Осипова, оно было неразрывно связано с темой Родины – Тверской землёй, её природой, старинными русскими городами, крестьянским укладом.
Произведения 1960-1970-х годов выдвинули его в число ведущих ленинградских живописцев со своею самобытной оригинальной манерой. В 1983 году при поддержке Е. Е. Моисеенко в Москве в ЦДХ была показана большая выставка произведений Сергея Осипова.
С. И. Осипов скончался 12 октября 1985 года в Ленинграде на 71-м году жизни. В 1990 году в ЛОСХ была показана посмертная выставка произведений мастера, позволившая впервые представить его художественное наследие.
В творчестве С.И.Осипова, начавшемся с работы над дипломной картиной, развивавшемся поступательно, без видимых зигзагов и скачков. Свой узнаваемый индивидуальный стиль живописи С. Осипов обретал постепенно.
Упрощая, а порой несколько деформируя предметы, Осипов подчёркивал их трёхмерную конструкцию и те внутренние силы, то напряжение, с которым их создала природа или человек.
Произведения С. И. Осипова внесли в ленинградскую живопись 1970-х свою лепту, самобытность и значительность. В его картинах многое напоминает искусство древнерусских мастеров: лаконизм художественного языка, условность формы и выверенность композиции, находчивость в деталях, целостность и выразительность образа, построенного на незатейливом крестьянском материале.
Через все творчество Осипова проходит мысль о преемственности, о духовном и культурном наследовании. В его работах национальное прошлое не разлучено с современностью. Своими произведениями автор как бы утверждает идею о том, что красота, сотворённая предками, не утрачивает своего значения с течением времени. Она сохраняет способность благотворно влиять на людей и должна входить в духовный обиход современников.
Произведения Сергея Осипова находятся в Государственном Русском музее, в музеях Томска, Волгограда, Петропавловска-Камчатска, Чебоксар, Абрамцево, в частных собраниях в России, Италии, Великобритании, США, Австрии, Финляндии и других странах.
Нет комментариев