Идёт по улице парень и встречается на его пути гордая девушка. На плечах у неё коромысло с полными вёдрами воды. Парень, проходя мимо, начинает заигрывать: левой рукой взял и сплеснул водицы из ведра. Девушка косо посмотрела и что- то себе под нос проговорила и улыбнулась. Парень давно был влюблён в девушку, но повода для выражения своих чувств никак не мог найти. А тут...
Сегодня престольный праздник. Собрался парень в гости к зятю и прихватил с собой гармошку. Перед уходом спрашивает разрешения у отца и матери. Отец говорит: «Иди гуляй, только не балуйся и водку не пей. Как узнаю что-либо плохое, то хлебом не стану кормить и лапшу не дам.» Парень ему в ответ: «Будьте спокойны за меня. Не думайте плохого. Напиваться не стану, а пойду на людей поглядеть».
Не успел зайти он к зятю, как окружили его друзья и каждый стал приглашать его к себе в гости. А подальше от компании парней выстроились девушки и зорко следили за происходящим событием, особенно и потому что у парня имеется в руках гармошка. Парень вошёл к зятю, а за ним следом направились двое девушек: одна из них оказалась родственницей, а вторая очень видная, нарядная — подругой. Однажды парню в город пришлось идти пешком. Догоняет он группу людей, большинство из них — женщины. Каждый знает, что по дороге разговор дорогу укоротит. Одна женщина в толпе уж очень искусно смешит, а остальные все посмеиваются. Рассказчица парня просто заинтриговала и из любопытства он стал пристальнее присматриваться к ней. Она оказалась незамужней девушкой. Обычно девушки повсюду, куда не пойдут, носили на шее украшение из серебряных 15 коп. монет («монисто»). Сама очень видная, умница. И парень подумал: «Вот на такой -то стоило бы жениться». Оказалось, что она к родственникам в гости на целую неделю шла. Это у марийцев было принято: ходили на неделю или более в гости. Там в гостях вечерами бывает девушка на посиделках среди местных девушек. Какое-либо рукоделие приносила с собой из дома. Таких девушек называют «хынаӹдӹр» (девушка-гостья). В гостях она чувствует себя вольной: может и знакомство завести с парнями. Некоторые находят жениха и выходят замуж после знакомства.
2 часть: Сватовство.
Родители настаивают парню на женитьбе, потому что им уже сложно выполнять физическую работу. Вдруг появляется в доме женщина из соседней деревни и рекомендует парню одну подходящую девушку, проживающую в 5км. от его деревеньки. «Что ж, ладно», - говорит парень. Происходило это перед масленицей в мясоед. Запряг лошадёнку, сели — да и поехали. Девушка знала, что они приедут в такой то день. Между свахой и девушкой связь была поэтому она и ждала, а отец с матерью не знали. Парня со свахой пригласили к столу. Это обычай у марийцев: достигнут события своей цели или нет — безразлично, а принимать следует как почётных гостей. Отойдя от стола, парень поблагодарил за хлеб - соль и сваха тоже. И тут сваха начала объяснять цель посещения. Язык у неё, как говорится в народе, в масле, т.е. море запрудит и верёвку из песка совьёт. Людям слово вставить не даёт. Родители девушки и так, и эдак стараются. Не хотят дочку замуж выдавать. С большим трудом договорились, согласились, но не окончательно. Сваха назначила день для следующего приезда. К этому дню мать парня испекла «селмäкиндӹ»(лепёшки)пышки, нашла специально сшитую сумку типа рюкзака, для укладки гостинцев и посуды с вином. Сумка выделана из сыромятины и вышита. Её редко носили в деревне. В назначенный день парень, сваха и зять поехали свататься. Встретили гостей хорошо. Родители знают по какому вопросу появились в доме гости и они также призвали своих родных на совет. Сватовство затянулось до половины второго часу ночи и только потом получили согласие. Девушка с подружкой пошли сообщать соседям- участникам свадьбы о помолвке. Участники свадьбы друг за дружкой приходят в гости с вином в дом будущей невесты. Жених вытаскивает свои гостинцы и четверть вина. Здесь зажигают лампадку или свечку, помолятся и рассаживаются за стол. Начинается пир. Выпили по рюмочке — сразу оживились: такое веселье, а впереди ожидается ещё лучшее. К рассвету все гости расходятся. Жених, сваха и зять также собираются в путь дорогу. Невеста посылает свои гостинцы для родственников жениха и завязывают самотканый холст каждому их них. По приезду жениха домой также собирают гостей- участников свадьбы в доме жениха для угощения гостинцами невесты. По кругу передаётся привезённая от невесты «селмäкиндӹ»(лепёшка) пышка. Каждый участник свадьбы отломив, попробовав её благодарит жениха. Жених один, хотя и имеется уже обговорённостьвзаранее, до дня свадьбы ещё раз съездит к невесте с целью уточнения даты свадьбы. Если невеста осталась при своём прежнем мнении, то начинается подготовительный процесс. В первую же очередь — варится пиво: 15-20 вёдер пива. Припасают 15-20 (четверть) бутылок вина. Припасаются и туши мяса, и для всяких надобностей денежки. Участники свадьбы тоже готовятся.
Жених платит,по договорённости и по согласию со стороны невесты, 20-30 руб. за невесту выплату «алны» (выкуп за невесту, калым). Невеста в свою очередь готовит к свадьбе дары родным жениха: ценился тогда традиционный марийский костюм для женщин, а для мужчин также – рубаха. До свадьбы жених с невестой регистрируются (в XX в.) в с/совете. После регистрациивсе направляются в гости к жениху. За столом кушают рыбный пирог и пьют вино, как гостинец от невесты. После всего этого,тоже до свадьбы,обычно венчаются в церкви.
3часть: Свадьба.
Для проведения свадьбы прежде всего выбирается пожилой языкастый мужчина «сÿäнвуй» (глава свадьбы). Нужно найти двух проворных парней, которые в дальнейшем управляют свадьбой с начала до конца. Их называют «арвингӹ» (дружка). Со стороны невесты тоже назначаются две помощницы – «ӹдӹркыньыр»(подружки). У невесты они перед свадьбой воду носят, помогают варить пиво. А так же исполняют какие- либо мелкие поручения. Во время свадьбы дружки носят ведро с домашним пивом, а подружки угощают участников свадьбы кружкой пива.
Костюмы у всех нарядные, праздничные. Дружки по обычаю тоже спереди подвязывают передники, на пояс подвязывают кушак, а к нему зацепляют плётку.
На свадьбу за невестой едутвсе, кто пожелает: и приглашённые, и неприглашённые. По количеству участников свадьбы может набраться разное количество, 40 - 70 человек и более, смотря сколько приглашённых с обеих сторон. Здесь влияет и состоятельность семьи, и количество родственников. Со стороны невесты обычно бывает участников намного больше. У богатых,обычно,и свадьба то богатая состоится, а у бедных – с помощью добрых людей.
За невестой выезжать народ собирается в дом жениха к 11 часам дня. Жених с благодарностью каждому подносит по рюмке вина для бодрости на дорогу. Возле калитки стоят запряжённые лошадки. Они празднично украшены: к сбруе прикреплены разноцветные ленточки, пояса, колокольчики и разные побрякушки. Всех краше оформляются выездные сани жениха и выбирается скороходная лошадка. Выезжают в путь –дорогу всегда по движению солнца, к благополучному пути.
Приехали к невесте, а у ворот на входе в деревню народ собрался: выкуп за невесту просят. Жених даёт выкуп, расплачивается и они заезжают в деревню. Участники свадьбы лошадей ставят по соседям, а жених с дядей или братом въезжают во двор к невесте. Отец невесты с добрыми словами выходит встречать своего нового зятя во двор. Зять проходит навстречу отцу по постеленной к его встрече самотканой дорожке и направляется в дом. В избе всем ожидающим кланяется и его пропускают в переднюю часть занимать почётное место около божницы. Входят и родные приглашённые жениха, все рассаживаются за стол. В помещении расставлены в ряд несколько столов и за каждый стол закрепляют ответственного за угощение человека со стороны невесты. Назначенные руководители угощают вином, а подружки каждому участнику свадьбы преподносят кружку пива. Но всех участников свадьбы разместить в избе просто невозможно. Поэтому во дворе за размещёнными в ряд столами рассаживают остальных участников свадьбы. Т.к. стульев и лавок не хватает, вместо сиденья используются даже половые доски. В переднем углу стол стоит отдельно «шилык» (место для свадьбы, устраиваемое во дворе). Ждёт своей миссии здесь человек назначенный ответственным. Участники свадьбы за столом ждут угощения пива, а пива нет. В чём тут дело? Народ озяб, желает согреться. Всё ж, не жарко на улице, событие происходит в мясоед перед масленицей. Вот какое - то шевеление начинается возле лачуги. Что это? Пиво оказалось под замком! Подружки невесты просят выкуп у дружков за пиво. Без денег не открывают лачугу. Дружки подают деньги за пиво, но оказывается подружки не согласны за дёшево продавать пиво. Они начинают торговаться. Процесс выкупа затягивается до тех пор, пока не сойдутся в цене. Вот и пиво на столе появилось, и закуска и вино подано. Угощают назначенные лица со стороны невесты. Народ пирует. В это время постепенно прибывают участники свадьбы со стороны невесты проводить её. С собой они принесли кое-какие угощения: вино, пиво и разные закуски у кого что имеется (пироги, блины, творожники, соления...) В первую очередь они входят в избу и подходят к впереди стоящему столу, где расположились более пожилые родственники. Почитают их подавая вино и закуску, а далее двигаются по порядку, угощая участников свадьбы, размещённых за столом в помещении. Попотчевав гостей в избе, провожающие проходят во двор угощать следующих участников свадьбы. В этот момент начинается веселье. Все участники свадьбы, мужчины-женщины, молодые-старые, начинают под аккомпанемент семиклавишной гармошки плясать и петь частушки. Здесь и зрители собрались на удаль и талант гостей. Вдоволь навеселившись, гости в три часа дня начали собираться в обратный путь. Собираются и жених с невестой. Невестины глаза обволокли слезинки: не хочется покидать родительский дом. Зажигают лампадку или свечку и молятся. Просят прощения у друг дружки. Мать невесты достаёт икону из иконостаса и подаёт его в руки дочери. А после подаёт дочери родительский гостинец -«селмäкиндӹ»(лепёшку,пышку). Родители дают наставление молодым: «Живите мирно, уважайте друг друга, почитайте старших. Ссор из избы не выносите на улицу, а с улицы не заносите в дом...» Затем жених берёт руку невесты и выводит из родительского дома. У крылечка стоят запряжённые в выездные сани лошадки.Сиденье, куда усаживаются молодожёны,там покрыты самотканым ковриком. Невеста бережно прижимает к груди икону, и лошадки галопом поскакали со двора. Следом за молодыми выезжают близкие родственники с сундуком приданого невесты. По приезду к жениху сундук с приданным не просто так отдаётся, а просят выкуп за него. Взрослых угощают за приданое рюмочкой водки. Опрокинув его, они достают со дна рюмочки серебряные монетки и кладут в карман. А детей угощают какой-либо закуской и конфетами. Сундук с добром убирается в амбар или в клеть. Вокруг толпятся зрители, выглядывая где и что творится. Вскоре прибыли и остальные участники свадьбы, а среди них и дружки со своим «уловом»: они прихватили с собой из дома невесты и коромысло, и прялку, различные блюдечки и чашки. Такое озорство со стороны дружков воспринимается в порядке вещей. Следом приехали и участники свадьбы со стороны невесты. Подвод 15-17 расставили по соседним дворам. Семейные пары человек 30-35 приглашаются в избу. Их размещают за 3-4столами. В сенях в этот момент под гармошку наплясывает молодёжь до тех пор, пока им не подадут бутылку вина с угощениями и самодельного пива. После они направляются в какое – либо укромное местечко «поподчеваться». Изба начинает пополняться теми участниками свадьбы, кто ездил за невестой. Они собираются также гостеприимно принять народ со стороны невесты, как принимали и их. Все пары с вином и закуской друг за дружкой начинают потчевать гостей.
В этот момент невесту уводят в другое помещение или в соседний дом, где никого нет и начинается переодевание невесты в костюм замужней женщины. Укладывают вначале волосы с одной косы в две косы и подмажут деревянным маслом, чтоб блестели. На рубаху одевают головной убор «шарпан с нашмаком». Нагрудную часть украшают не бусами, как в юности, а украшением, сшитым из серебряных монет «монисто», вешают на шею чаломкинскую цепочку с крестом.
В это время подружки готовят молочную или мясную лапшу и подают на стол. За стол усаживают более пожилых родственников. Начинается дарение подарков невесты наименованным родственникам жениха. Необычный говор невесты:«Ташкалте, пачылтде, шыпшылтде, шоде, цеценвашт кеде, исвашткеен, икпырцын-пырцыныштымы паша. Яжо-худа, пишшытырланенам, яраллиэшманын, шаненам».(Не потоптавши, не открывши, не дёрнувши, через забор прошёл, крупинками кропотливо исполненная работа. Хороша аль плоха, очень волнуюсь, сгодится да понраву будет думаю).Кто-либо из близких невесты поддерживая невесту, говорит:«Мамнаныдырнанйыдомжаткырылтын, кечываломжаткырылтын, кид-ялжаттодылтын, таландакузыкымйамдылен. Яра вал, агеш вал? Пурышамакымколнежы».(У нашей девушки и ночной и дневной сон прерывался, руки –ноги опускались от усталости, когда подарки вам готовила). Получившие подарок, в свою очередь дают обет отплатить взаимно, т.е. одарить овечкой, тёлкой, уткой или гусём и т.д. годной для начала совместной жизни молодых. Но обет ответного подарка преподносится необычным говором, загадками.
Например,1. «Кок якшарлапаан, кок шылдыран – кыченкердыдагынь, тамданлиэш». (Тидылыды али комбы)(С двумя красными лапами, с двумя крыльями – если поймаете, то вашим будет. (Это гуси или утки))
2. «Кок шуран,нылялан, кужымижан- поктеншодагыньы, тамданлиэш». (Тидышарык)(С двумя рогами, с четырьмя ногами, с длинной шерстью – догоните, вашим будет. (Это барашек))
3. «Нылялан, кок шуран -поктеншодагыньшужен ада каш лиэш».(Тиды туна) (С четырьмя ногами, с двумя рогами – догоните если, голодать не будете (Это тёлочка))
4. Или ещё так говорят:«Шукымам попы. Согонемтехеньы. Капка гачаткеа, капка лывецаткаштеш – кыченкердыдагынь, тамданлиэш»(комбы). (Скажу немногословно. Пожелание у меня такое. Через забор ходит, под забором ходит – сумеете поймать если, то будет ваш. (Гусь))и т. д.
Затем, родители,на обет ответного подарка, молодымдарят какую- либо ценную вещь: швейную машинку, самовар, одеяло и т.д. Иговорят, например, так:«Яра, яра, чоте яра. Азанышкаткаштынна, Угарманышкаткаштынна, нигыштаттехеньяжоммоделна. Мукшсемняна – кого семня, кок улянаулы, маланнамелын лит гынь, икуляжынынынлиэш(пöрт).(Тома сыравачымӹрзäлеш).Хорошо, хорошо, очень по душе, в Казань ходила, в Нижний-Новгород ходила, нигде лучше этого не видела. Пчелиная семья – большая семья, у нас две ульи есть, если к нам с душой отнесётесь, то один улей ваш станет (ключом от дома побрякивает) (Дом).
Первыми лапшу пробуют молодые, а после и остальные. Жених угощает гостей рюмкой вина, а невеста подаёт кружку пива. По три ложки лапши отхлебнули, добрые пожелания сказали, значит можно уходить из-за стола. За столом остаются молодые и посаженный отец, чтоб угощать следующих участников свадьбы, прибывших с подарками для жениха и невесты за стол. Этот процесс длится очень долго, пока все участники свадьбы не побывают за столом. Дарят люди кто что может: кто-то вещи, кто-то деньги по возможности. Подарившие подарок участники свадьбы выходят во двор и начинается веселье под гармошку. Кто-то запевает песню, кто-то хочет под гармошку поплясать. Навеселившись отдуши, народ постепенно начинает расходиться. У дружков же имеется ещё одна задача: им следует постель для молодожёнов постелить на первую брачную ночь. Дружки здесь тоже нашли повод побаловаться: постелили брачную постель, да и сами и завалились в шутку. Постель придётся жениху выкупать! Жених выставляет на стол бутылку вина – на том и порешили небольшую проблемку. Брачную ночь у марийцев принято проводить подальше от людских глаз, это под пологом в клети даже в зимний период времени или на втором этаже амбара (летом). Сутра в прошлых столетиях было принято наведываться с ревизией к молодым проверить постель. Эта миссия доверялась обычно старожилам. Но со временем эта традиция уходит в прошлое. Невестка утром идёт по воду. В виду того, что дорогу к колодцу она не знает в этой деревеньке, её сопровождает девушка – подружка. Придя к колодцу невестка должна помолиться, попросить разрешения у хозяйки-воды черпать ныне и далее из её владений водицы. «Провожатую» невестка одаривает подарком: платком. Вода, принесённая невесткой используется в баню, где молодые примут первое брачное омовение. А невестку ждёт ещё одно испытание: она должна истопить печку и испечь свой первый брачный блин и угостить свекровь.
Собрали народ в дом жениха. Пора ехать в родной дом невесты показывать родителям новобрачную в наряде замужней женщины. Все участники свадьбы направляются в гости. Свадебный караван подъезжает в родительский дом. Их приветливо встретили. Всё честь по чести. Звучат добрые пожелания молодым. Идёт пиршество. А после, во дворе около отдельного стола «шилык» новобрачные пляшут свой первый брачный танец. Все участники в ходе пляски молодых стараются «искупать» в богатстве – на молодых сыплют монетки кто сколько может. А новобрачные в ходе пляски их собирают. Здесь же жених обязан посвятить людей в тайну брачной ночи: если девушка оказалась «целочкой», то жених у всех на виду разбивает в ходе танца новую тарелку.
4 часть:
Община в деревнях являлась хранительницей выработанных веками обычаев и традиций, поэтому в любом случае действовала путём прямого вмешательства в ситуациюсемейных отношений. Свадьба сама по себе являлась признанием брака со стороны общества. По обычаю, отец невесты, перед тем как благословить её в путь, спрашивает: «Любя ли ты выходишь замуж?» Невеста отвечает: «Народу ладно – так и мне ладно». Этот же вопрос последует и жениху, на тот же самый ответ. Отвечая таким образом, жених и невестакаждый признаютсвою полную зависимость от родственников и односельчан.
По обычаям, деревенскаяобщина вмешиваласьдаже в отношения попавшихся прелюбодеев, если ими оказались холостые парень и девушка,то их соединяли узами брака, если даже родители обеих сторон или виновники не желали этого. Конечно, подобные случаи встречались крайне редко. У марийцев бракосочетание для забеременевших, нарушивших целомудрие девушек или родивших в не брака, проходило без свадебного веселья, ограничиваясь небольшой попойкой. Известны случаи, когда забеременевшие девушки, боясь общественного презрения, кончали жизнь самоубийством до родов. К такой крайней мере провинившиеся девушки прибегали не случайно. Их могла ожидать неприятная участь и после родов. Так как над девушками, родившими вне брака, были возможны самосуды. Сама женщина, если ушла из жизни, то дитё до конца жизни живёт с прозвищем «саяк» (внебрачный).Суд надпрелюбодеями в сущности не отличалась от публичных посрамлений над ворами. Обычно, сельским старостой собирается сход и по решению схода виновных привязывают друг к другу шнурками от штанов, обвешивают обоих старыми металлами и т.п. В таком виде водят с криком и бранью по улицам, причём один из толпы бьёт в старое ведро, как в барабан. В иных случаях, перед шествием, меняют всю одежду виновного на одежду виновницы и наоборот. Как и при некоторых других преступлениях, наказание в таких случаях могло проходить и в форме денежного штрафа. Так же марийцами довольно широко практиковалось намазывание ворот дёгтем. При этом совершали обычный самосуд в форме публичного посрамления. Негодование крестьян усиливалось, если прелюбодеяние происходило в поле, а неурожаи хлебов, градобитие и другие подобные действия считались марийцами божьим наказанием за половую распущенность. Дело даже разбиралось в окружном суде и несколько человек были приговорены к тюремному заключению.
Для несогласных черемисских супругов существует развод, который заявляется местному сельскому начальнику при шести свидетелях. Обряд развода таков: связывают несогласных супругов сзади опояской или поясом, который потом развязывают, отчего разведённые разбегаются в разные стороны; при этом бойкий из них старается иногда ударить другого ногой, приговаривая: «и когда я тебе нехорош, так ищи лучше меня». Были и подобные случаи: при несогласии жить вместе, пояс мужа и пояс жены связывают вместе, узел ложится на пенёк и разрубается топором –это обозначает «развод»этим символизируется уничтожение «брачного союза», больше у них семейной жизни вместе не будет.
(Информация из полевого материала.
Информаторы: Ермакова М.А, ЦендушевА.М.)
МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический
музейный комплекс» старший научный сотрудник
Отдела по национальной культуре Акцорина А.Я.
Нет комментариев