Жена Бычкова П.Ф. Софья Федоровна с удовольствием принимала участие в гимназических вечерах и награждениях отличившихся учениц. На одном гимназическом вечере ученица старших классов Пьянкова, у которой был хороший голос, позволила себе вольность. Когда на «бис» спела недоступную песню для гимназистки: «Оружием на солнце сверкая, под звуки лихих трубачей. По улице пыль поднимая. Проходил полк гусар-усачей...» Возмущенные такой бестактностью своей воспитанницы, начальница и педагогический - коллектив решили исключить ее из гимназии. Но тут свое веское слово сказала Софья Федоровна ясно дав понять, что она против исключения. Пьянкова осталась учиться. Приведем архивную справку «Отчет о состоянии Козьмодемьянской женской гимназии за 1915 год» из Национального архива республики Татарстан, содержащую сведения об организации и последующих преобразованиях женской прогимназии в нашем городе. «Открылась 15 сентября 1905 года в составе 2-х младших классов, а затем 10 ноября 1908 года из 4-х классной прогимназии преобразована была в гимназию. После этого каждый год открывалось постоянно еще по одному классу, а таким образом с 1910 года гимназия имеет уже полное число основных классов, а с 1911 года и дополнительный педагогический класс. В том же 1911 году открыто старшее отделение приготовительного класса. С 17 октября 1914 года гимназия помещается в выстроенном на ассигнованные для сего Министерством Народного Просвещения средства по утвержденному установленным порядком плану здании.
Решение о строительстве здания для женской гимназии было принято Козьмодемьянским земством в 1910 году. Для открытия женской гимназии в городе имелись женщины с образованием преподавателей. К тому же член Комиссии Потомственный Почетный гражданин Павел Федорович Бычков представляет свой дом без оплаты под помещение учебного заведения при том условии, если это учебное заведение будет женская про гимназия. Финансирование строительства началось в 1911 году
Воспоминания Дербиловой А.С.о годах учебы в
женской гимназии:
«В женской гимназии учились только девочки. В гимназии в то время в основном учились
козьмодемьянские, да и то состоятельных родителей. Иногородних было немного, а детей крестьян-единицы. Это по всей вероятности, объяснялось тем, что за право обучения в гимназии надо было платить , кроме того плата за квартиру, учебники, письменные принадлежности и т. д.. За несвоевременную уплату за обучение грозили исключением из гимназии. В гимназии изучали предметы: Закон божий, русский язык с церковно-славянским и словесность. Математика, физика, география всеобщая и русская, естественная история. История всеобщая и русская, чистописание, рукоделие, педагогика, пение, рисование, черчение. Была большая требовательность
преподавателей. Как можно придти в класс с не выполненным домашним заданием. От одного взгляда учителя сердце сжималось, да и материальная сторона заставляла хорошо учиться. Неуспевающие учащиеся прибегали к помощи репетиторов. Учась в 8 кл., я имела 10 девочек, которых репетировала по математике (получала с них 60 руб. в месяц) Требовалась строгая форма, не разрешалось носить гребенки в волосах, цветные ленты в косах, а о прическах никто не думал. В переменах разрешалась только прогулка по коридорам. Помню случай, учась, в 8 классе в свободный час с группой девочек я зашла в
зал, сели под рояль, чтобы объяснить материал следующего урока.( Я всегда по всем предметам, а особенно по математике, объясняла подругам.) Нас в зале под роялем увидела начальница, так она на нас кричала, топала ногами только за то, что вошли в зал без разрешения, а меня оставила в гимназии до вечера. После учебы вечерами гимназистки могли гулять только в определенном месте или на катке и только до 6 час. После 6 час. классные дамы посещали квартиры с проверкой. Кого не заставали дома на другой день, допрос и т. д. Гимназия дала мне хорошую путевку в жизнь. С 1916 г. я поступила учительницей в Ардинское 2-х кл. училище. В должности учительницы без перерыва работала до 1961 года...» .
Воспоминания Архангельской и Раевой:
« Прогимназию возглавляла начальница Бабушкина Елизавета Александровна. После нее начальницей уже гимназии была Задоровская Елена Сергеевна. Обе начальницы были высокообразованные , знали по нескольку иностранных языков, очень хорошо руководили школой. Иностранные языки в гимназии изучали по желанию. Рукоделию в младших классах учениц обучали вязанию, вышиванию, первым приемам шитья. В старших классах обучали кройке и шитью. С 1912 года введено было преподавание гимнастики. В младших классах преподавали шведскую гимнастику, в старших - сокольскую. На уроках гимнастики ученицы обязаны были быть в специальных костюмах. Для шведской гимнастики были синие костюмы-шаровары, короткие юбки кругом в складках, кофточки с короткими рукавами и матросским воротником, на ногах черные чулки и черные тапочки. Для сокольской гимнастики требовались такие же синие костюмы, но воротники на кофточках были круглые из материи кремового цвета, обшитые каймой шириною в один сантиметр из красной материи, на ногах должны были быть черные чулки и черные тапочки, на головах повязки из красного батиста. Костюмы для гимнастики шились учениками на уроках рукоделия. Уроки гимнастики сопровождались игрой на рояли. Обучение в гимназии было 7-годичным, но был еще 8-й дополнительный класс с педагогическим уклоном. В этом класс6е преподавались: педагогика, общая методика обучения в начальной школе, методики преподавания русского языка и арифметике, преподавались - гимнастика, пение и закон божий - богословие. Преподавались два специальных предмета - русский язык и математика. Можно было изучать оба специальных предмета или один по выбору, но обязательно. В 8 классе продолжали обучение главным образом те. Кто решил избрать на своем жизненном пути учительскую деятельность. В 8 -м классе учиться было легко и интересно. Методисты- Кондратьев Иосиф Михайлович, он же преподаватель педагогики, Копец Владимир Октавнанович преподавали литературу обучения и педагогику с большим старанием, увязывание преподавание с практической работой. Мы слушали учителей в одной из прикрепленных к гимназии начальных школ города и в младших классах гимназии и сами давали уроки в этих классах и в начальной школе. Иногда мы получали приглашение на уроки начальницы Елены Алексеевны. Она преподавала французский язык и вела уроки мастерски. Ее уроки были для нас показательными, приемы ее преподавания запомнились навсегда. Вспоминается интересная практическая работа по педагогике: со 2-го полугодия учебного года каждая из учениц 8 класса получала задание наметить для наблюдения и изучения двух учениц младших классов гимназии и в течение 2-го полугодия, незаметно для избранных учениц, провести работу по изучению их характеров, вести наблюдение за их успеваемостью и поведением в школе и вне ее, оказывать помощь в учении. К концу учебного года мы должны были представить отчет о проделанной работе с избранными ученицами и подробные их характеристики. За эту работу ставилась оценка. Польза этой работы заключалась в том, что мы учились подходу к детям, умению узнавать особенности каждого ученика, что очень пригодилось нам при обучении детей в школе.
В течение учебного года каждая ученица 8 класса должна была дать определенное количество уроков в начальных классах, а в конце учебного года дать 2 заключительных (экзаменационных) урока по русскому языку и арифметике в 1-4-х классах гимназии. На заключительных уроках всегда присутствовали - начальница, методисты, некоторые из учителей и все ученицы 8 класса. Уроки протоколировались, подробно разбирались и оценивались. О всех наших учителях, начальницах и классных дамах у нас остались очень хорошие воспоминания. Работали они с нами с большим старанием и стремлением дать нам глубокие, прочные знания, воспитать в нас трудолюбие, уважение и добросовестное отношение к избранной работе и отправить нас в самостоятельную жизнь хорошо подготовленными. Хорошие общеобразовательные знания и знание педагогики и методик обучения детей в школе практические умения, ценные советы учителей оказывали большую помощь нам в течение всей трудовой нашей жизни и работы, особенно в первые годы самостоятельной жизни и работы в отдаленных деревенских школах в трудные дореволюционные годы. Тогда нам, молодым учителям, неоткуда было получать поддержку: опытные учителя работали от нас далеко и обращаться мы не решились бы к ним, стыдясь показаться не справляющимися с работой. В годы нашего учения женская гимназия не имела специального здания и размещалась в трех домах: в деревянном здании, которое в настоящее время соединено с каменным зданием средней школы №1, в каменном где, теперь помещается центральная библиотека и в доме на углу против центральной библиотеки, занятом в настоящее время коммунальными квартирами. В повседневной жизни гимназии твердо держались строгий порядок и дисциплина.
Учителя и ученицы должны были являться в школу в формах: начальница, учительницы и классные дамы- в синих платьях, учителя в костюмах со светлыми пуговицами, ученицы в коричневых платьях одинакового фасона, в черных фартуках, с черными или коричневыми лентами в косах -в учебные дни и в белых фартуках, с голубыми лентами в косах- в парадные дни. Прическа учениц требовалась одинаковая: прямой ряд или зачес назад, одна или две косы. Если начальница или классная дама заметят ,бывало, изменение в прическе, тотчас же прикажут устранить его. Зимой приходить в школу разрешалось только в кожаной обуви с галошами, таким образом, зимой мы валенок не носили. Пальто, галоши и головные уборы в школе сдавали швейцару. В здании гимназии не разрешалось бегать, кричать, громко разговаривать. В перемены ученицы степенно ходили по коридорам и залу, при появлении начальницы, учителей, классных дам делали реверанс.
Вечерами разрешалось быть на улице до 7 часов, также и на катке, устраивавшемся ежегодно для гимназисток.
За выполнением правил поведения учениц следили классные дамы. Они не вели уроков, но часто посещали классные занятия, наблюдая за поведением в классе и успеваемостью учениц. Они часто посещали учениц на дому, особенно тех, кто приехал учиться из деревень и жил не с родителями, а на квартирах; изучали условия домашней жизни, заботились о создании нормальных условий для успешного учения. В каждом классе, начиная с 1-го, проводились переводные экзамены. За успешный переход в следующие классы ученицы награждались похвальными листами и грамотами. При окончании 7 классов с отличными и хорошими успехами ученицы получали золотые и серебряные медали. По национальному составу большинство учениц были русские, но было не мало учениц мари. Большое число учениц-русских и мари поступало в гимназию из деревенских школ. Марийские девушки быстро овладевали русским языком, так как учились и говорили только по-русски. Помогала овладению русским языком и школьная библиотека. Учитель, работавший в библиотеке, руководил чтением учениц из них книги, соответствующие и способствующие общему развитию, особенно для учениц мари младших классов. В знаменательные неудобные дни того времени в гимназии проводились вечера с художественной самодеятельностью учениц-спектакли, концерты, живые картины; однажды поставлена была оперетта «Часы» под руководством и при музыкальном сопровождении Копеца Владимира Октавиановича. В.О. Копец часто выступал на концертах в гимназии: он хорошо пел и играл на рояле. Особенно красиво, интересно и весело проводились елки в зимние каникулы. Обучение в гимназии было платным-25 руб. в год; отдельно оплачивалось преподавание иностранных языков: по 5 руб. за один иностранный язык. Дочери крестьян обучались за счет земской управы, городские дети бедных родителей получали частичную или полную помощь в уплате за учение от пожертвований богатых горожан. Заканчивая о школе, хочется описать, как происходила закладка постройки специального каменного здания женской гимназии. Это было в 1913 году в солнечный летний день. Во дворе школы перед деревянным зданием и местом, отведенном для постройки нового здания, собрались учителя, ученицы в парадных формах, вышестоящее лицо, начальство города. По обычаю того времени был отслужен молебен законоучителем гимназии. После этого по предложению собравшихся начальница гимназии Заборовская Елена Алексеевна заложила первый кирпич в одном из углов здания. Этот кирпич тотчас же был заложен рабочими другими кирпичами, и с этого момента началась постройка каменного здания. По окончании закладки все присутствующие приглашены были в деревянное здание, где было приготовлено угощение.
В.Л. Шерстнев, ученый секретарь МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
Нет комментариев