Эти классные штуки обещают «надолго увлечь вашего ребёнка», но что-то он не увлекается, а ходит за мамой хвостиком, ноет «поиграааай со мной». Это когда-нибудь кончится? Когда он уже будет играть самостоятельно?!
📝 Начнём с того, что навык самостоятельной игры не является врождённым. Исключения всё же есть, бывают дети, которым с раннего возраста хорошо наедине с собой. Но большинство детей по умолчанию не хотят проводить время в одиночестве. Поэтому если у вас ребёнок–”хвостик», не ждите, что самостоятельность появится «вдруг». Этим нужно заниматься, бережно и с любовью ♥️.
Итак, от чего зависит самостоятельность ребёнка❓
🖕 От темперамента. И это видно с раннего возраста — есть младенцы, которые способны подолгу рассматривать собственные руки, а есть те, кто кричит от ужаса, оставшись в кроватке на секунду. Многим детям очень важна реакция со стороны — они могут заниматься чем-то сами, но нуждаются в постоянном одобрении, восхищении, вовлечённости мамы.
🖕От «напитанности» родителями. Даже находясь рядом 24/7, ребёнку может не хватать родителей, их внимания и погружения в малышковые дела. Поэтому важно не столько количество времени вместе, а качество этого времени.
🖕 От уровня развития фантазии. Малыш, который привык быть развлекаемым (мультики, планшет), просто не умеет придумать себе занятие сам.
🖕 От чрезмерной активности родителей. Бывает так, что мама чувствует, будто она ДОЛЖНА быть аниматором и продумывать каждую секунду жизни малыша. Она переживает, чтобы ему не было скучно — а тем временем, скука есть двигатель фантазии. Конечно, малыш привыкает, что с мамой весело всегда и ждёт продолжения.
❗Навык самостоятельной игры зависит:
✅ От уверенности в окружающем мире. Стресс, разлука с мамой, что-то испугало, рождение второго ребёнка – всё это может стать травмирующей ситуацией, в которой ребёнок теряет уверенность в себе и окружающем мире. Восстановить баланс может только родитель, который своим вниманием и совместными играми покажет, что изменения не так страшны.
✅ От организации личного пространства. Когда нет своего угла – особо не поиграешь. Закрытые ящики с игрушками, книжки, до которых не дотянуться… от невозможности управлять своими интересами любознательность притупляется.
✅ От запретов. Если малышу часто говорят как НЕ надо, но забывают рассказать как можно, у него остаётся надежда только на родителей. Только они могут показать, что и как делать, а сам он точно знает, что лучше никуда не лезть.
✅ От количества игрушек. Когда вокруг нас много рекламы, наступает “баннерная слепота” – знакомо? Вот и малыш, находясь в комнате, заваленной разными яркими пищищами/мигающими/танцующими девайсами их просто не замечает. Неинтересно, когда вещей вокруг слишком много. Неинтересно, когда вещи монофункциональны (нет вариантов, как ещё с ними поиграть).
Когда ребёнок может играть самостоятельно ❓
До года – ни о какой самостоятельности нет и речи. В это время малыш может увлечься ненадолго чем-нибудь вроде поедания пульта от телевизора, но его связь с родителями очень сильна, а мама вообще нужна как воздух. Родителям можно сказать только одно – наслаждайтесь (или потерпите:)), никогда в жизни вы больше не будете настолько важны для своего ребёнка!
1️⃣ год – это также период созерцания, а не создания. Ребёнок наблюдает за родителями, следит, какие предметы они берут и что они делают, а потом старается подражать, повторяя те же манипуляции. 15 минут в это время – максимум для самостоятельных занятий, и то не у всех. Любимые игрушки – “неигрушки” (кстати, на днях у нас была такая статья). Например – кастрюли, крышки, стаканчики, шкафчики… Стимулировать самостоятельность можно, создав безопасную и увлекательную среду – освободить нижние шкафы от лишних вещей, разместить там любимые стаканчики/контейнеры и дать малышу в них увлечённо ковыряться.
2️⃣-3️⃣ года – в это время начинается социализация. Ребёнок накопил некоторый жизненный опыт, а потому у него появляются собственные идеи игр. Но тон всё равно задаёт родитель – мама/папа присутствует в игре, подбадривая, спрашивая, подбрасывая новые варианты развития сюжета. Сейчас можно играть в дочки-матери, машинки в гараже, больницу, кухню, строить из крупного конструктора, рисовать, лепить… Здесь нет канона, сколько малыш должен играть сам, всё это зависит от личности ребёнка и того, к чему он пришёл за эти 3 года – некоторые дети способны по 30 минут строить башенки, другие же не готовы отпустить от себя взрослого. И в этом возрасте это тоже нормально.
После 4️⃣ лет можно ожидать, что ребёнок как минимум умеет себя чем-то занять. Это может быть не полноценная ролевая игра, но какие-то активности “для одного” – клеить наклейки, собирать конструктор, кидать мячики в кегли… Уровень самостоятельности сейчас определяется всем прошлым поведением ребёнка – если малыш никогда не играл один, то вряд ли он сейчас этим увлечётся. Но способность хоть как-то проводить время с самим собой важна.
❗❗❗❗Ещё 4 причины проблем и ответ на вопрос «ну когда уже он будет играть один». Это первая часть нашего материала, завтра расскажем, как прививать ребёнку навыки самостоятельной игры.
.
.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев