Её отец, Лев Николаевич (Абрам-Лев Нахманович) Волов, был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична (Эльяшевна) Волова, занималась домашним хозяйством. Родители поженились 16 февраля 1900 года в Ковно. Брат матери — известный врач-оториноларинголог и фтизиатр Григорий Ильич Блох, в 1924—1936 годах директор горловой клиники Института климатологии туберкулёза в Ялте (ныне НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И. М. Сеченова); писал детские просветительские стихи.
Училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года.
Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Эдгар (Гарик), а через 6 лет супруги развелись.
Во время Великой Отечественной войны семья Барто была эвакуирована в Свердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка.
В 1944 году семья вернулась в Москву. Сын Гарик погиб 5 мая 1945 года в возрасте 18 лет — был сбит грузовиком во время катания на велосипеде в Лаврушинском переулке.
Вторым мужем Барто был теплоэнергетик, член-корреспондент АН СССР Андрей Владимирович Щегляев; дочь — кандидат технических наук Татьяна Андреевна Щегляева.
Агния Барто умерла 1 апреля 1981 года.
Буква Р.
Пять лет Сереже в январе,
Пока — четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.
А как на санках, например,
Он с гор летает смело!
Сереже только буква «р»
Немного портит дело.
На брата сердится сестра,
Ее зовут Марина.
А он стоит среди двора,
Кричит:— Ты где, Малина?
Она твердит:— Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу!—
Он, как прилежный ученик,
Берется за учебу.
Твердит Марина:— «Рак», «ручей».
Марина учит брата.
Он повторяет:— «Лак», «лучей»,—
Вздыхая виновато.
Она твердит:— Скажи «метро»,
В метро поедем к дяде.
— Нет,— отвечает он хитро,—
В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать «ремень»,
«Мороз», «река», «простуда»!
Но как-то раз в январский день
С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
Он крикнул:— Будь здоррррова!—
А ведь не мог еще вчера
Сказать он это слово.
Теперь он любит букву «р»,
Кричит, катаясь с горки:
— Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР,
Учиться на пятерррки!
Я с ней дружу.
Я осторожно по бревну
Иду через речонку,
А за собой тяну, тяну
Смешливую девчонку.
Она вопит: — Ой, утону!—
Она хохочет звонко,
А я тяну ее, тяну,
Как малого ребенка.
Потом мы мчимся под дождем...
Мы прыгаем по лужам,
Мы под дождем
Друг друга ждем.
Да, я с девчонкой дружен.
Кричат мальчишки мне:
— Жених!—
Я злюсь, конечно,
Злюсь на них,
Но чувств своих не выдам —
Иду с небрежным видом.
Пускай хоть в школьный «Крокодил»
Строчат они заметку,—
Я с ней дружу, я с ней ходил
И в лыжную разведку.
Она летит с горы крутой,
Летит и не поморщится,
А мне кричит:
— Боюсь!
Постой!—
Такая уж притворщица.
Ты идёшь проходным шагом.
Ты идешь походным шагом,
Командиром будешь ты.
Ты ведешь с собой в разведку
Придорожные кусты.
Ты скомандуешь: — За мной!—
Встанут сосны за спиной.
По полям, по косогорам
Ты ведешь с собой полки.
Поднимаются в атаку
Коренастые дубки.
И, построенные к бою,
Пролетают над тобою
В синем небе журавли.
Ты скомандовал: — Летите!—
И уже они вдали...
Рыболовное звено.
Берегитесь, окуни,
Карпы и плотвички!
Рыболовное звено
Едет в электричке.
Всех везет на озеро
Пригородный поезд...
Обсуждают мальчики,
У окна устроясь,
Как закидывать блесну
На большую глубину
И какие лучше лески,
Где достать бы мотыля...
А в окне — в сиянье, в блеске —
Перелески и поля.
Набирает скорость
Пригородный поезд.
Кто-то чинит удочку,
На скамье пристроясь,
Кто-то взял с собой ведро:
Рыбка красноперка,
Как живое серебро,
Упадет в ведерко.
Льются теплые лучи,
Распевают птички...
Рыболовы-москвичи
Едут в электричке.
Берегитесь, окуни,
Карпы и плотвички!
Распутица.
Вот-вот листва распустится,
Вот-вот придет тепло,
Ну, а пока — распутица,
Дороги развезло.
Распутица! Распутица!
Ручьи и ручейки
Как зазвенят,
Как пустятся
Бежать вперегонки.
Ноль градусов по Цельсию,
И нет путей-дорог.
Кричат мальчишки сельские:
— Поплыли на урок?
Прощальный перепляс.
Возле дома, на лугу,
В полдень — репетиция.
Пляшет, кружится в кругу
Катя круглолицая.
А за ней выходит Маша,
То поводит плечиком,
То рукой она помашет,
То платочком клетчатым.
Друг за другом
Встали в пары
Две Варвары,
Две Тамары,
А с плясуньей
Настенькой
Мальчик
Коренастенький!
Пляшем мы на совесть,
К празднику готовясь!
Чок! Чок!
Каблучок!
Заработаю значок
Лучшего танцора!
Чок! Чок!
Каблучок
Оторвется скоро!
День, другой и трое суток
Подготовка длится,
У танцоров почему-то
Побледнели лица.
— Ох, рукой не шевельну! —
Уморилась Настенька,
Повалился под сосну
Мальчик коренастенький!
Все танцоры — вот беда! —
Повалились кто куда!
Раз! Раз!
Перепляс!
Слезы брызнули
Из глаз!
Нету сил у нас идти
На костер прощальный,
Нам бы только доползти
Как-нибудь до спальни.
Про доктора Петрова.
Открыли школьники весной
Зеленый санаторий.
Там поправляется больной
На солнце, на просторе.
Как там поправился нарцисс!
Он опускал свой венчик вниз,
Теперь окреп и вырос,—
Его лечила Ира.
Раскинув листья над столом,
Красуется драцена.
Ей залечили перелом,—
Ее лечила Лена.
Врачей вожатая ведет!
Ребята со двора
Бегут встречать их у ворот:
— Идут к нам доктора!
Слыхал ли кто-нибудь из вас
Про доктора Петрова?
Но, говорят, уже он спас
Не одного больного.
К врачу бегут со всех сторон:
— Петров твоя фамилия? —
И вот к больной подходит он.
Зовут больную — лилия.
— Ей нужен тщательный уход,
Пускай она воды попьет.
И нужно сделать колышки,—
Советует Петров,—
И не поить на солнышке,
А так цветок здоров.
Врач из кармана достает
Две спичечных коробки.
Он говорит ребятам: — Вот,
Здесь божий коровки.
Они нужны для цветников,
Приносят пользу саду.
Но никаких других жуков
Туда пускать не надо!
Ребята хвалят докторов,
И всем понравился Петров.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев