Москва – олицетворение великой дружбы наций и народностей нашей Родины. А как ярко это проявилось в те тревожные дни, когда остервенелый, злобный вооруженный до зубов фашистский зверь неистово рвался к столице Страны Советов. И именно под Москвой отборные гитлеровские армии сломали себе шею.
ИЗ 10 КЛАССА ШКОЛЫ -НА ЗАПАДНЫЙ БУГ
Наш народ в едином братском боевом строю преградил дорогу к своей любимой столице. Отстаивая каждую пядь подмосковной земли, советские люди демонстрировали массовый героизм, беспримерную стойкость и мужество в самоотверженной борьбе с фашистскими захватчиками. Всенародная ненависть к врагу выразилась в готовности каждого советского человека защищать Родину до последнего дыхания, до последней капли крови.
Перед войной школу № 1 закончил Алексей Лукьянов. 22 июня 1941 года в 4 часа 12 минут приняла бой погранзастава в районе реки Западный Буг, командиром которой был А.С. Лукьянов. Как львы дрались пограничники, принявшие на себя первый внезапный удар врага. Алексей со своими боевыми друзьями пали смертью храбрых. Уже в то время наши земляки ковали победу.
Клин был не только крупной железнодорожной станцией, здесь располагался военный аэродром, сходились шоссейные дороги Москва – Ленинград, Волоколамск – Рогачево – Дмитров. Через Клин немецкие полчища рвались на Дмитров, чтобы обойти Москву с севера и взять ее в кольцо. Командарм Г.К. Жуков отмечал Волоколамско-Клин-ское направление как наиболее опасное.
Для красноармейцев-защитников Клина были характерны несгибаемая воля к победе, неиссякаемая сила духа, стремление сражаться до последнего удара сердца, до последнего патрона, до последней гранаты.
МЫ НЕСЛИ БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ...
К исходу 20 ноября 1941 года на Клинском направлении немцы смогли продвинуться лишь на 25 км. Передовые части 30-й и 16-й армий ожесточенно сопротивлялись значительно превосходящим силам противника, неся большие потери.
Особенно хорошо проявила себя в те дни 21-я танковая бригада под командованием подполковника А.Л. Лесового. Действуя из засад, ее подразделения 15 и 16 ноября подбили 18 танков.
Истребительный батальон под командованием Б.Я. Левина, сформированный из клинчан по инициативе горкома партии, сдерживал натиск фашистов с 17 по 22 ноября. Фронт приближался к Клину, батальон получил приказ организовать оборону у деревни Ямуга. 22 ноября бойцы батальона приняли неравный бой с врагом. Левин показывал своим бойцам пример стойкости и героизма. Батальон понес большие потери. Поступил новый приказ: «Занять оборону в районе деревни Маланьино». В ходе жестокого боя Борис Яковлевич был тяжело ранен, схвачен врагом, зверски замучен.
Задолго до прямого столкновения с противником, в разных частях Клина было построено 1400 долговременных огневых точек, установлено 24 тысячи противотанковых «ежей», изготовленных на заводе Чепель.
Фашистские ястребы жестоко бомбили город с воздуха. 29 октября и 18 ноября 1941 года никогда не изгладятся из памяти клинчан. Первый фашистский налет унес жизни 74-х клинчан, было ранено 192 мирных жителя. Немцы с утра сбросили на Клин 86 фугасных и осколочных авиабомб, к вечеру налет повторился: на головы мирных жителей упало 54 бомбы. Одна из фашистских авиабомб попала в стекловарочную печь стекольного завода. Заживо сгорела в расплавленном стекле вся смена, погибло 16 рабочих.
ПРЯМОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ
21 ноября 1941 года войска 16-й армии были вынуждены оставить город Высоковск. 22 и 23 ноября с новой силой развернулись бои за древний город Клин. В эти дни генералы К.К. Рокоссовский и Ф.Ф. Захаров были в Клину.
В районе городов Высоковска и Клина отчаянно дрались кремлевские курсанты. В ходе боя 22 ноября курсанты школы ВЦИК понесли огромные потери. Курсант 1-й учебной роты Валентин Осипов был убит, а 63 курсанта оказались без вести пропавшими. Таковыми они числятся до сих пор.
23 ноября 25-я танковая бригада с остатками отдельного курсантского полка вела бой в полуокружении в районе г. Высоковска. В течение ночи на 23 ноября оставшаяся часть курсантов была выведена на юго-западную окраину Клина в резерв 16-й армии.
Курсанты попали в полк к командиру полка С.И. Младенцеву. Рано утром 23 ноября курсанты-разведчики доложили командиру о том, что по шоссе в направлении Некрасина движется до батальона гитлеровцев. Впереди – группа мотоциклистов.
Полковник С.И. Младенцев приказал командиру 4-го батальона майору П.Ф. Трепкину с подходом немецких мотоциклистов к Некрасину небольшой группой курсантов имитировать отход на Клин. Две роты расположились в деревне по обеим сторонам шоссе, одну роту – сосредоточили на юго-западной окраине населенного пункта. Вражеских мотоциклистов должны были пропустить без единого выстрела. Но как только в деревню войдут основные силы фашистов – открыть со всех сторон шквальный огонь.
После этого не прошло и часа, как уже все было готово для встречи врага. Ровно в 6.00 майор П.Ф. Трепкин доложил командиру полка о готовности курсантов к бою.
Ждать пришлось недолго. Минут через 30 к дер. Некрасино приблизились вражеские мотоциклисты. У околицы они спешились. Никого не обнаружив, разведчики противника снова сели на мотоциклы и, прибавив скорость, стреляя на ходу из автоматов, двинулись вдоль деревни. На восточной окраине деревни мотоциклисты выпустили две зеленые ракеты.
Вскоре в деревню вошел вражеский батальон. Фашисты шли походной колонной. Вдруг над деревней одна за другой взвились три красные ракеты.
В тот же миг со всех сторон раздались пулеметные и автоматные очереди. Во вражескую колонну полетели десятки гранат. Фашисты оказались в огневом мешке. Куда бы они ни бежали, всюду их настигали меткие пули курсантов. Вражеский батальон был почти полностью уничтожен, а его командир взят в плен.
К месту этого боя враг бросил подкрепление. Но, не добившись успеха, откатился в дер. Павельцево, оставив на поле боя около сотни убитых и раненых солдат и офицеров.
УЛИЧНЫЕ БОИ
Весь день 23-го шли уличные бои. В боях за Клин красноармейцы и командиры проявляли массовый героизм. Вот всего несколько примеров их беззаветного мужества и доблести: командир 2-го танкового батальона капитан Л.М. Моцарский таранил вражеский танк на пылающей машине. Это был первый танковый таран в годы войны. Командир танка младший лейтенант Н. Горобец и механик-водитель Ли-товченко из 21-й танковой бригады уничтожили 7 танков и 200 солдат противника в одном бою.
К исходу дня 23 ноября немцы после предварительной артиллерийской подготовки, эшелоном прорыва силами до 200 танков и 3-х полков пехоты овладели Клином. Началась временная оккупация, длившаяся 22 дня с 24 ноября по 15 декабря.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
Один из первых танковых таранов во время Великой Отечественной войны совершил экипаж лейтенанта П. Д. Гудзя 22 июня 1941 года. В 8 км от Яворова его танк КВ-1 таранил немецкие Pz Kpfw III и бронетранспортёр.