💬 Костюмы сольвычегодцев XIX-XX века представили в Кириллове
🗣 Совместный проект Кирилло-Белозерского и Сольвычегодского музеев-заповедников на Вологодчине будет работать до 22 февраля 2026 года
Российские музеи активно продвигают историю традиционного костюма. Образцы народной одежды, городского костюма, головных уборов и примеров браного ткачества и вышивки Русского Севера презентовал федеральный музей Вологодской области.
«В преддверии Нового года в зале Трапезной палаты мы открыли выставочный проект Сольвычегодского музея-заповедника, который с 2019 года является нашим партнером, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Юлия Веретнова. – Надеемся, что выставка «Традиционный костюм Сольвычегодского уезда XIX-XX веков», рассказывающая о культуре, быте, обычаях и обрядах сольвычегодцев, станет одним из этапов в развитии добрых, дружеских и профессиональных отношений. Уверена, что богатство тех деталей и орнаментов, которыми полон сольвычегодский народный костюм, станет той изюминкой, которая привлечет и специалистов, изучающих тему народного костюма, и модниц».
Юлия Веретнова отметила, сейчас особенно актуальна тема обращения к истокам, культурному коду. Совсем недавно в Москве в Государственном историческом музее открылась большая выставка, посвященная наследию современного дизайнера Алены Ахмадулиной, которая в своем творчестве активно обращается к теме, связанной с русским народным костюмом. Приятно осознавать, что Русский Север сохранил богатую коллекцию традиционных костюмов и головных уборов, которую мы сегодня представляем в партнерстве с Сольвычегодским музеем-заповедником на своей площадке.
«Наша выставка расскажет об особенностях одежды населения Сольвычегодского уезда, в который ранее входили современные территории Котласского, Вилегодского, Красноборского, Верхне-Тоемского, частично Ленского районов Архангельской области и части Кировской области, – замечает научный сотрудник Сольвычегодского музея-заповедника, куратор выставки Ольга Шпанова. – Женские и девичьи головные уборы, косоклинные и круглые сарафаны, женские и мужские рубахи, передники и фартуки, юбки, пояса, выполненные в различных техниках (плетение, тканьё «на дощечках», «на чурочке», «на бёрдечке»), а самое интересное – душегреи, сшитые из парчи и шелка, украшенные позументом и золотным кружевом – были приобретены в фонд музея в начале XX века в районе Северной Двины. Тогда под руководством первого директора музея Ильи Ивановича Томского в рамках научной экспедиции было обследовано около 50 поселений Малопинежья».
Костюмы с почёлками (головными уборами в виде венца) и корунами (повязками, украшенными позментом) привлекли наибольшее внимание зрителей.
«Несмотря на то, что некоторым из представленных костюмов около 200 лет, они не потеряли актуальности. Современные стилисты, создавая женские образы, зачастую обращаются и к кокошникам, и к ободкам, и к русским народным костюмам», – заверили посетители выставки.
Российский модельер Валентина Лисина, на днях победившая в Международной выставке «Объединенные искусством» (Мексика), в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике провела не один показ своих уникальных коллекций северных костюмов. Побывав на официальном открытии выставки «Традиционный костюм Сольвычегодского уезда XIX-XX веков», художник-модельер отметила: «Я изучала коллекцию Жан-Поля Готье, и увидела в ней такие шикарные перчатки золотной вышивки! Невероятной красоты головные уборы! Я смотрела и думала: «Боже мой! Как он это создал?! Как придумал?!» А потом узнала – он специально приезжал в Санкт-Петербург и изучал русский костюм! На базе его он создал свою коллекцию зимней одежды, которая стала самой популярной! Знаете, многие модельеры мирового уровня вдохновлялись народным костюмом Русского Севера. И, видя, какими модными и нарядными были сольвычегодские женщины, я их понимаю».
Открытие выставки в Кириллове запомнилось участникам мероприятия и необычным мастер-классом по золотному шитью, который в Трапезной палате Кирилло-Белозерского музея-заповедника провела реставратор по тканям Татьяна Нозикова.
«Сольвычегодск был одним из наиболее крупных и древних центров золотошвейного искусства в Подвинье, – рассказала она участникам выставки. – Здесь находились знаменитые строгановские мастерские лицевого шитья. Строгановское шитье достигло своего расцвета к середине XVII столетия. Несомненно, что золотное шитье Сольвычегодска оказало огромное влияние на развитие крестьянского золотошвейного мастерства. Основным центром девичьих повязок была Черевковская волость Сольвычегодского уезда. Золотным шитьем занимались также в Ляховской волости и в селе Верхняя Тойма того же уезда. Золотошвейные изделия крестьяне берегли, надевая в особых случаях, и, передавая из поколения в поколение».
Музейщики отметили, в Кириллове представлены головные уборы с двумя видами золотной вышивки: шитьё «в прикреп» и шитьё «по карте».
Познакомиться с коллекцией традиционного сольвычегодского костюма XIX-XX веков на Вологодчине можно до конца февраля 2026 года. Выставка, богатая цветом, силуэтом и рисунком, ждёт вас в Трапезной палате Кирилло-Белозерского музея-заповедника с 9:00 до 18:00. Выходной: понедельник.
#КириллоБелозерскийМузейЗаповедник #новости #Вологодская_область #выставки

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев