Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века и самое сатирическое полотно своего времени. В чем же сатира?
На картине изображена пара средних лет (обычно интерпретируемая как фермер с женой), стоящая перед их домом лицом к зрителям. Это деревянный фермерский дом. В качестве позирующих моделей Грант Вуд пригласил свою сестру Нэн и 62-летнего дантиста Байрона Маккиби, запечатлев их в традиционной одежде. Вероятно, врач Маккиби чувствовал себя немного обязанным, так как любовь Вуда к сахару (он даже добавлял его в салат) сделала его идеальным клиентом для дантиста. В свою очередь, у Вуда была возможность изучить своего врача досконально, в том числе его руки, которые в итоге держали символические виллы на картине Вуда. Один взгляд на мрачные и невеселые выражения лиц моделей говорит об их истинных чувствах по поводу их жизни и окружающей среды. На портрете жесткая хладнокровная женщина хмуро смотрит вдаль. Мужчина с плотно прижатыми губами выглядит не менее сурово и даже мрачно, крепко держа в руке свои виллы. Главный принцип написания картины - стремление к готическому стилю, главная черта которого - вытянутость и стремление ввысь. Вот и лица (в т.ч. числе длинные носы и шеи), комплекции людей, сам дом и даже окна за героями изображены преувеличенно вытянуто.
Почему же Вуд сделал эту пару такой грустной и серьезной?
Символика картины
Вилы - богато символический предмет. Трехконечное копье можно рассматривать как символ тяжелого труда и тяжелой работы. Кажется, что художник вводит в картину пресловутую идею американской мечты (те, кто много работает, пожнут плоды своего трудолюбия). В греческой мифологии это копье называется трезубцем и он был символом могущественного Посейдона, бога моря. В христианстве вилы ассоциируются с дьяволом и злой деятельностью.
Фартук с колониальным принтом женщины символизирует Америку XIX века. Цветы и растения на крыльце - домашнее хозяйство. Выражения лиц героев могут символизировать те серьезные трудности, с которыми столкнулись сельские жители конца 1920-х и начала 1930-х годов.
Оценка искусствоведов и жителей Среднего Запада
Грант Вуд мог бы подумать, что его сатира из маленького городка Среднего Запада будет забавной и население примет картину с улыбкой, но общественная оценка разделилась:
1. Стереотипное изображение жителей Среднего Запада, вкупе с вилами, комбинезоном и домом заставило многих искусствоведов интерпретировать произведение как сатирический комментарий к культуре маленького города.
2. На деле картина вызвала бурю протеста и негодования, когда копия изображения появилась в местной газете. Читатели были возмущены изображением Вуда как мрачных пуритан. Айовцы не проявили доброты, многие выражали серьезное отвращение к тому, как полотно представляло жизнь айовцев.
3. Другие искусствоведы сочли «Американскую готику» даже оскорбительной по отношению к простому народу, низким ударом по этим трудолюбивым мужчинам и женщинам.
Одна фермерская женщина была настолько взбешена картиной, что угрожала откусить ухо Вуду. Другой местный житель предположил, что у Вуда голова не в порядке.
В любом случае и при любой оценке этого шедевра, «Американская готика»сделала Вуда знаменитым. До этого прорыва Вуд был неизвестным 39-летним начинающим художником, живущим на чердаке вагонного дома у похоронного бюро. После успеха американской готики он стал многократно переписывать историю написания и значение своей картины, чтобы привести ее в соответствие с тенденцией времени.
Композиция
Если не брать во внимание преувеличенность и сатирический подтекст полотна Вуда, в остальном оно композиционно тщательно спланировано. Начнем с того, что композиция изначально сложная. Состоит из вертикальных и горизонтальных линий, совмещенных с круглыми элементами (округлый вырез на фартуке, округлые формы деревьев, а также круглые очки мужчины). Кроме того, зубцы вилки для сена выровнены по оконным решеткам дома, а также по швам комбинезона фермера. Готическое окно находит эхо в лицах героев (нос и рот).
«Американская готика», несомненно, является шедевром Вуда и входит в число лучших портретных картин своего времени. Как и Мона Лиза, она остается загадочной композицией, иконой американского искусства XX века, а также одной из величайших картин Среднего Запада.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев