А потом, прощаясь, Кармен сказал: «Давайте встречаться чаще»... Десятилетие в искусстве — немало. Тем более в кинематографе документа, хроники. Сейчас, спустя годы после той памятной встречи, с определенностью, на которую право дает временная дистанция — события, фильмы, удачи и поражения, смена имен и фамилий, можно, вероятно, сказать: семидесятые были годами побед неслучайно.
Закономерность появления «Нарынского дневника», «Почты», «Мостов Дюйшена» была обусловлена, мотивирована отношением их авторов к жизненному материалу — не всегда сенсационному, но непременно — философски рельефному, глубинному, настоящему. Экскаваторщик, сельский почтальон, паромщик с высокогорной реки...
Непридуманные люди, скромные, простые. Совсем не из тех, кто стремится попасть в лучи «юпитеров». Скорее — наоборот...
Несомненно — талант и чутье художника, жизненный опыт нужны были для того, чтобы именно так выбрать героя долгожданного фильма. Хотя делали «Дневник», «Почту» и «Мосты» люди, в общем-то, молодые: Видугирис и Рышков, Абдылдаев и Виленский, Джусубалиев, Дегальцев и Орозалнев, Макекадыров, Соколов.
И сследование характера. Это стояло тогда на повестке дня документалистов, к счастью, не только на словах, не только на бумаге. Это, оставшись на пленке, и сегодня вызывает те же чувства, что и в начале 70-х...
Дадим слово авторам «Мостов»?
Геральд Дегальцев:
— Меня всегда привлекали драматические ситуации и характеры людей в них. Дюйшен много повидал на своем веку — хорошего, плохого. Воевал в Отечественную. Работал в колхозе... Потом стал паромщиком — перевозил людей и машины с одного берега Нарына на другой. Днем и ночью, зимой и летом. Без отпусков, без выходных. Он был нужен, и был искрение, по-настоящему счастлив.
Константин Орозалиев:
— «Мосты» снимались в нелегких условиях. Было высоко и холодно, а надо было суметь подольше продержаться на морозе: камера, внесенная в тепло, мгновенно запотевала. И все-таки работалось легко. Сама обстановка вокруг старого паромщика, его дело создавали порой такие жизненные стиуации, диктовали такое поведение людей...
Надо только вовремя увидеть, не пропустить. Психологически «скрытая» камера помогла расположить к себе шоферов, строителей, колхозников — разных по возрасту, характеру... Мы хотели, чтобы зритель увидел Дюйше таким, каким он и был на самом деле...
«Скромным, по в то же время возвышенным рассказом о старом паромщике» назвала «Мосты» польская кинокритика, когда 10 июня 1973 в Кракове председатель жюри X Международного фестиваля короткометражных фильмов, художественный руководитель объединения «Кадр» Ежи Кавалерович вручил Г. Дегальцеву «Золотого дракона» — специальную награду Председателя
Президиума Народного Совета города. «Если бы я был членом жюри — дал бы Дегальцеву «Гран-При», — писала краковская «Фестивальная газета» после конкурсного просмотра фильма. — Это трогательный и очень гуманный документ нашей современности»...
Но — возвратимся еще раз в Москву семьдесят третьего, в зимний январский вечер, когда в Центральном Доме кино, после просмотра шло обсуждение фильмов, привезенных из Фрунзе. Мнение коллег было неоднозначно...
Кинокритик Лев Рошаль, отметив ценное качество киргизской документалистики — стремление выбирать интересный жизненный материал, возросшее умение наблюдать характерные подробности, детали, признал, вместе с тем, что отсутствие в показанной программе работ «на злобу дня», фильмов, поднимающих значительные проблемы, наблюдается, к сожалению, не только па студии во Фрунзе. Москвичи сравнивали увиденное с некоторыми работами киргизфильмовцев конца 60-х. И что же?
— Не могу не сказать о том, что беспокоит... — (Юрий Аветиков, главный редактор Центральной студии документальных фильмов). —Несколько лет назад вы сняли фильм о старике, вырастившем на засушливой земле сад.
Хороший фильм... Но вот после просмотра нынешних фильмов — «Мосты Дюйшена», «Почта» — отчетливо заметно: и они, и тот фильм — «Сад», сделаны, в общем-то, но одному принципу, похожи. Герои всех трех — старики, и есть в этих работах что-то от притч... Это, скорее игровые новеллы с реальными людьми «в главной роли»... Эта условность, мне кажется, невольно сковывает вас, стесняет возможность проникновения в глубь характера...
— В ваших фильмах я увидела национальный характер,— сказала режиссер ЦСДФ Джемма Фирсова. — В отличие от других студий, ваши фильмы похожи по-хорошему... Мы, московские документалисты, можем завидовать вам...
- Что мне дорого в киргизском документальном кино? (режиссер ЦСДФ Екатерина Дербышева). — Во-первых, лаконизм киноповествований — маленьких по объему историй конкретных, интересных людей, которые вы увлеченно рассказываете. Во-вторых, простота работ, отсутствие ложной многозначительности, вычурности, та высокая простота, которая — признак зрелости художника. В фильмах, которые мы сейчас видели, эта высокая простота достигает большой силы. Я только что познакомилась с интересным человеком, почтальоном. Вместе с ним я проделала его ежедневный путь в горах, видела его лицо, видела, как осторожно ступала по кромке льда лошадь... Это, на мой взгляд, и есть драматургия — сдержанная, немногословная...
И, хотя, в некоторых оценках, как вы заметили, опять проскальзывали знакомые интонации оппонентов фильмов о «живых людях», фильмов-портретов, суждения документалистов, достаточно точно, хотя и несколько эскизно (что было вполне естественно), обрисовывали ситуацию, сложившуюся в первой половине 70-х годов в документальном кинематографе республики.
Описательность, констатация, иллюстративность покидали документальный экран. На смену им приходили размышление, анализ. И век широкого распространения телевидения только «информационность» па наших глазах уже переставала быть заметным достоинством даже кинопериодики. Уже в середине 70-х в работах кипожурналистов «Киргизфильма» было определенно заявлено о новом подходе к освоению жизненного материала. Интересное событие становилось нс только и не столько поводом для информации, сколько — отправной точкой, изначальным импульсом к более обстоятельному рассказу о людях, их конкретных делах. О человеке, который часто оставался один, к сожалению, и сейчас, порой, остается «за кадром» сиюминутной производственной информации... Но возникал закономерно вопрос: чем же, в таком случае, специальный выпуск киножурнала (заранее продуманный, изобретательно снятый и смонтированный) об интересном коллективе или об одном человеке отличается от очерка? На который отпускается и больше времени — что важно принципиально, когда речь идет о кинонаблюдении и больше средств? Тем более, что зритель, практически всегда, без теоретических выкладок и экономических подсчетов видит «дальше и глубже»... Выход был найден — разумный и своевременный. С января 1974 года киножурнал «Советская Киргизия» стал выходить не три, а один раз в месяц, а за счет освободившихся, таким образом, «частей» стали снимать документальные фильмы. Этот «производственный» момент только на первый взгляд может показаться организационным. Фактически же — в развитии документального кино республики начались перемены, последствия которых дали знать о себе увеличением числа документальных фильмов, рас-ширением их тематики, географии. Количественные поначалу, они, со временем, стали затрагивать и качественную сторону дела.
Тематика поисков документалистов 70-х представляла несомненный интерес. Обращение к созданию образов, исследований характеров шахтеров и гидростроителей, председателя интернационального колхоза и сотрудников высокогорной научно-исследовательской станции, рабочих электролампового завода и талантливого художника-самоучки, девчонок, приехавших из отдаленных аилов в большой город учиться на ткачих, и вертолетчиков, известных незаурядным мужеством... Конечно, наивно желание видеть каждый фильм «открытием» темы, героя, проблемы. Средние, «проходные» работы были, есть, и, вероятно, все таки будут. Слишком много факторов должно быть собрано воедино, чтобы получилось произведение документального кинематографа высокою класса. И даже превосходный жизненный материал, увы, успеха не гарантирует. Но может ли успокаивать мысль о «неизбежности» средних фильмов — не ставших открытием Человека? Документом нашей современности?У киргизской документалистики 70-х оставалось немало проблем, нерешенных задач.
Это — и чрезмерное увлечение реконструкцией событий — безусловно, допустимой в кинематографе документа, по, конечно,— не главным, не единственным способом рассказа о современнике.
Это — и «вечный» сценарный вопрос: авторов «со стороны» отпугивала «специфика» кино, профессиональные кинематографисты не всегда видели жизненную, конкретную проблему во всей полноте и неоднозначности.
Это — и почти полное отсутствие фильмов-вопросов, фильмов-проблем, отсутствие кинопублицистики — откровенной, страстной, партийной — в работе тех, кто по праву считает себя учениками и последователями Дзиги Вертова...
Проблемы, проблемы... Ушли в игровой кинематограф Шамшиев, Океев, Кыдыралиев, собирался Видугирис. В документальном — для многих неожиданно — уверенно зазвучали голоса Абдылдаева, Виленского, Дегальцева, братьев Орозалиевых, Рахматулина... В документалистике появлялись новые имена — Н. Борбиев, Абдыкулов, Джергалбаев, Юсупжанова, Акматалиев, Джадринов.
Киргизская документалистика завершала свое четвертое десятилетие.
https://www.youtube.com/watch?v=_VEpHt8Ww4U
Нет комментариев