Фильм о Фантомасе не "зашел" во Франции, но стал культовым в СССР
Фантомас – вымышленный персонаж, которого создали Марсель Аллен и Пьер Сувестр в 1911 году. Но советскому зрителю он стал известен по кинофильму, созданному в жанре пародии.
Трилогия Юнебеля должна была повеселить французского зрителя, это был легкий жанр, комикс, сделанный из исторического романа. Но в СССР трилогию полюбили куда больше, чем во Франции – зрители просто атаковали кинотеатры.
Кадр из х/ф "Фантомас"
Сумасшедший успех в Союзе
Первую часть показали в 1967-ом, никакой информации о том, что это фильм-пародия, не было. В киножурналах кое-где указывали жанр комедии, но в афишах таких уточнений не случилось. И советская публика, совершенно не привыкшая к триллерам и боевикам, буквально ломанулась в кинотеатры.
Все действие, происходящее на экране, советский зритель воспринимал как крутой приключенческий фильм. Если бы даже и написали в афише «пародия», очень немногие поняли бы на что, потому как романы-оригиналы про Фантомаса читали только в дореволюционной России.
Иллюстрация к книге "Фантомас"
Полюбился он советскому зрителю за интригу, необычность жанра и спецэффекты. Первый фильм посмотрело около 60 миллионов зрителей, и это только в СССР. Так говорит французская википедия, российская же утверждает – 45 миллионов. на второй фильм продано уже меньше биллетов, но цифры все равно переваливают за 40 миллионов. Третий фильм посмотрело более 30 миллионов человек в СССР.
Первая часть трилогии во Франции демонстрирует куда более скромные сборы – всего 4,5 миллионов купленных билетов. Потому создатели пародии были ошеломлены: как их лента смогла стать настолько популярной в Союзе, при том, как в европейских странах была воспринята сдержанно. Но и этому есть объяснение.
Все сложилось – причины популярности фильма в СССР
Погони, их точно не хватало в отечественном кино, потому что оно было почти сплошь в жанре реализма. Или бюджет его был ограниченным для съемки чего-то экстраклассного. Сама фигура злодея, мистическая и загадочная, тоже понравилась неискушенному зрителю.
Фантомас представлялся существом из иной материи, в Советском Союзе его сложно было бы уложить в какую-то парадигму. Но там, где есть место триллеру и боевику, образ зловещего Фантомаса был органичен.
Красивые актрисы также пленяли зрителя. В советских фильмах красавиц тоже хватало, но западные артистки иначе одевались, впечатляли прическами и макияжем, и вели себя куда более раскованно.
Исполнитель главной роли Жан Марэ казался невероятным красавцем, ради него одного зрительницы зачарованно глядели на экран. Все это было непривычно, необычно, удивительно. И эта «нездешность» завораживала миллионы советских зрителей. Вне зависимости от пола и возраста.
Жан Марэ в роли Фантомаса. Кадр из фильма
Культ Фантомаса
По-настоящему вещь из мира массовой культуры популярной становится тогда, когда в нее начинать играть. Так было из Фантомасом, который стал героем детских игр, страшилок, пугалок и даже устного народного творчества. Могли подложить пугающую записочку, чтобы ее адресат ходил и оглядывался. Записочка подпитывалась Фантомасом.
Замечательный пример такого «творчества» остался в легендарных «Денискиных рассказах»: там главные герои подписывались Фантомасом, чтобы попугать учителя, который ставил им двойки.
Само упоминание мистического героя приносило прибыль – так подумали кинематографисты и решили снять советский фильм, где упоминается культовый герой. Так на экраны страны выходит «Анискин и Фантомас», кинопрокат удался, идея оказалась верной.
Кадр из сериала "Анискин и Фантомас". Фото в свободном доступе
Приключения Фантомаса в СССР
Андре Юнебель, режиссер трилогии, тоже понимал, что славу Фантомаса надо продолжать. Он хотел снимать новые части, подумывал сделать это в СССР – глядя на такой безумный успех картины это было очевидным решением. А если бы герой появился в Советском Союзе, новая волна популярности была бы обеспечена.
Но Жан Марэ отказался от продолжения, а представить кино без него было немыслимым. Марэ устал от легкого жанра, он даже в своей автобиографии не упоминал эту роль.
Чего не скажешь о Луи де Фюнесе, которому фильм принес громадную славу. Его уже хорошо знали во Франции, но после «Фантомаса» популярность зашкаливала. Жан Марэ удивлялся, как так, комиссар Жюв стал интереснее журналиста Фандора.
Луи де Фюнес. Кадр из х/ф "Фантомас"
Комедийный сериал не шел в сравнение с крутыми детективами и боевиками, у него и не было таких целей. Фильм планировался быть одним – легким развлечением на вечер, где все герои оттеняли бы импозантного Марэ.
Но все случилось совершенно иначе: Марэ обожествляли и очаровывались им, при этом Луи де Фюнес совсем не был статистом. Огромное количество зрителей шло на сеанс повторно ради потешного комиссара.
Так бывает в искусстве: задумываешь одно, получается другое, а в результате – шедевр в своем жанре.
А вы смотрели этот фильм? Кто понравился больше: смешной комиссар или благородный "злодей"?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1