Рецензия от Евгения Нефёдова (
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=8088)
Хрестоматийный пример того, как можно создать нечто не просто захватывающее, но завораживающее, не отпускающее внимание буквально ни на минуту, местами – по-настоящему безумное буквально из ничего, на мизерные (AUD0,4 млн.) средства и при минимуме идей, по максимуму реализованных режиссёром-дебютантом вместе с командой единомышленников. «Безумный Макс», права на прокат которого оперативно приобрела кинокомпания Warner Bros. Pictures, не просто имел сногсшибательный успех во всём мире, собрав порядка $100 млн. Наряду с работами Питера Уэйра фильм тридцатичетырёхлетнего Джорджа Миллера оказался у истоков вскоре набравшего силу «австралийского кинобума». А кроме того, уже в планетарном масштабе задал моду на футуристические боевики – фильмы действия, повествующие о будущем, всенепременно безрадостном, постапокалиптическом. Хватило действительно малого! Творчески переосмысленные заокеанские творения о несгибаемых блюстителях порядка, достигшие кульминации в саге о «грязном Гарри», были повенчаны с «байкерскими» лентами 1950-60-х (скорее, что-то вроде «Диких ангелов», нежели «Беспечный ездок») – и всё это помещено в атмосферу экранных антиутопий, хотя как раз данный момент приобретёт подлинную значимость лишь в «сиквеле». Полицейского Макса Рокатански по прозвищу «Безумный», облачённого в кожаную куртку и не расстающегося с обрезом, мгновенно приняли в качестве олицетворения надежд тех, кто верит в верховенство закона даже тогда, когда ситуация вышла из-под контроля, а настоящими хозяевами пустынных дорог стали обнаглевшие банды рокеров – приспешники исступленной анархии.
Если смотреть фильм внимательно, не без удивления обнаруживаешь, что жестокость в большинстве эпизодов продемонстрирована Миллером, выступившим также соавтором сюжета и сценария, всё-таки не прямо, а отражённо, что является особой заслугой режиссёра, дебютировавшего короткометражкой с многозначительным названием «Насилие в кинематографе, часть 1» /1971/. Это тем удивительнее, что огромное, едва не первостепенное внимание в картине уделено именно превосходно поставленным трюкам, потасовкам и перестрелкам, где прекрасно чувствует себя и молодой Мел Гибсон, моментально прославившийся, а вскоре – покоривший Голливуд. Такая позиция позволила режиссёру до некоторой степени дистанцироваться от расхожих мотивов и мифов западной – США и Европы – «массовой культуры», которые послужили материалом для мрачной притчи, исследующей (почти в лабораторных условиях «down under», т.е. в сущей ‘преисподней’, как называют Австралию) природу столь неоднозначного явления, как насилие, чаще – порождаемое в ответ на другое насилие. Макс давно подумывал о том, чтобы уйти на покой, дабы пожить с любимой женой Джесси и дочкой в уединении и спокойствии, – но, как видно, не судьба…
Нет комментариев