«Не существовало буквально ни одного человека, который не указывал бы мне на неуместность этих грустных и сложных стихов в легкой, где-то анекдотической, комедийной ткани сценария. Но я-то знал, что хочу сделать картину, где переходы от веселого к печальному, от грустного к смешному будут ее особенностью. А насыщенность песнями придаст рассказу своеобразие... Только один человек безоговорочно поддержал меня — композитор Микаэл Таривердиев. Он сразу же нутром почувствовал мои намерения и стиль будущего фильма».
Из восьми вошедших в ленту песен основная часть была написана на стихи хорошо известных авторов. "Я спросил у ясеня" выделялась на этом фоне: авторство текста поначалу приписали даже самому Рязанову. На самом деле стихотворение было написано за несколько десятилетий до выхода фильма поэтом родом из Нальчика — Владимиром Киршоном.
Владимир Киршон (1902 – 1938) — человек, о котором, возможно, вы ничего не слышали. А в 1930-е годы он был хорошо известен и считался одним из главных идеологов Российской ассоциации пролетарских писателей. Лучшие театры страны, включая МХАТ и Театр имени Вахтангова, ставили "идеологически правильные" пьесы Киршона с жизнеутверждающими названиями: "Рельсы гудят", "Хлеб", "Чудесный сплав" и так далее.
О произведениях Владимира его коллеги отзывались без особого восторга, но он, сочиняя пролетарские пьесы, агитационные песни и прославляя Сталина, добился приличной популярности.
Писатель вообще проявлял социальную активность: выступал с пламенными речами на партийных собраниях, писал доносы на коллег Сталину. К числу "классовых врагов" литератор причислял, например, Михаила Булгакова. Литературных критиков же он обвинял в травле.
Все изменил 37-й год: Владимир Киршон сам стал жертвой системы, которую так вдохновенно восхвалял. Его объявили троцкистом, исключили из Союза писателей. Он был арестован и вскоре расстрелян. Киршону было 35 лет.
Киршон не был поэтом, но иногда включал стихотворные строчки в свои пьесы. Песня "Я спросил у ясеня" тоже была написана специально для театральной постановки: в середине 30-х годов Владимир сочинил эти строки для комедии "День рождения", которую поставили в театре Вахтангова.
Мелодию написал композитор Тихон Хренников — тогда еще начинающий и малоизвестный. Уже намного позднее, когда песня получила новую жизнь благодаря фильму "Ирония судьбы, или С легким паром!", Хренников говорил:
Ноты этой песенки у меня не сохранились. Может, где-то в архиве Вахтанговского театра они есть? У меня было повеселей, чем у Таривердиева. Там это была ироническая песня...
Говорят, Эльдар Рязанов давно хотел включить эту песню в какой-нибудь из своих фильмов. Он поручил Таривердиеву написать новую музыку.
Интересно, что в историю писатель Владимир Киршон вошел именно как автор текста песни "Я спросил у ясеня", и если бы Рязанов не проникся стихотворением, вероятно, имя драматурга вообще забылось бы.
Я спросил у ясеня, где моя любимая,
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?» -
Тополь забросал меня осеннею листвой.
Я спросил у осени: «Где моя любимая?» -
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал, где моя любимая,
Долго дождик слезы лил под моим окном.
Я спросил у месяца: «Где моя любимая?» -
Месяц скрылся в облаке - не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?» -
Облако растаяло в небесной синеве...
Друг ты мой единственный, где моя любимая?
Ты скажи, где скрылася, знаешь, где она?
Друг ответил преданный, друг ответил искренний,
Была тебе любимая, была тебе любимая,
Была тебе любимая, а стала мне жена.
Я спросил у ясеня...
Владимир Киршон
/ Подготовлено на основе информации открытых Интернет-источников
#эльдаррязановрамбибл

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев