Народная артистка СССР, Ангелина Иосифовна Степанова прожила долгую, но драматичную жизнь - арест любимого человека, самоубийство супруга, смерть старшего сына. И всегда на помощь ей приходил Московский Художественный театр -ставший ее судьбой.
Станиславский с самого начала ее появления в театре выделял ее и видел в ней будущее Московского Художественного театра. Константин Сергеевич по отечески опекал ее. Специально он и его супруга-Мария Петровна Лилина приглашали Лину к себе домой в Леонтьевский переулок, репетировать с ней, но их задача была ее накормить, Константин Сергеевич договорился с буфетчиком театра, чтобы тот кормил Ангелину, а Станиславский, естественно платил за нее. Такие были люди! Ценил ее и Немирович-Данченко.
Удивительно теплые отношения сложились у Лины с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, Василием Ивановичем Качаловым, Лидией Михайловной Кореневой, которая познакомила юную Лину с прославленным русским модельером - Надеждой Ламановой, красавица Степанова стала одной из ее самых любимых клиенток.
Ангелине повезло жить и творить в период расцвета Московского Художественного театра. Разумеется, ее талант менял свои формы, но он постоянно жил в ее душе. А ее роли – это золотая летопись в истории русского театра. Бетси Тверская в “Анне Карениной”, Ирина в “Трех сестрах”, королева Елизавета в “Марии Стюарт”, Патрик Стелла Кэмпбелл в “Милом лжеце”, Лика в “Московском Хоре” -подлинные шедевры великой русской актрисы. Ее интонации, незабываемый, чуть скрипучий совсем не женский, но вечно молодой голос, не спутаешь ни с кем. Подобно голосу Андровской и Бабановой, он навечно поселился в нашей памяти.
Ангелина Иосифовна мало снималась в кино, но всегда-блестяще: Анна Павловна Шерер в “Войне и мире”, Миссис Шамуэй- "Бегство Мистера Маккинли,” мать в картине "До свидания мальчики” и сегодня смотришь с удовольствием, ибо попадаешь под обаяние удивительной, красивой женщины – актрисы, чье искусство не знало обертонов.
Я прочитал книгу писем Степановой с замечательным русским писателем -Николаем Робертовичем Эрдманом -возлюбленным актрисы в начале ее творческого пути. Эрдмана арестовали. Он был в ссылке, в Енисейске. И они писали друг другу. Переписка продолжалась 7 лет. Ангелина сумела добиться разрешения поехать к нему в ссылку. Высокопоставленный чекист дал ей разрешение и она уехала на встречу с Эрдманом.
Степанова была мужественным и невероятно сильным человеком. Вся Москва обсуждала роман Фадеева с Маргаритой Алигер, которая родила от него дочь Машу, а Ангелина держала лицо. Писательские жены ее не любили. Она была им чужой, а они были чужды ей. Она же не была кумушкой, живущей сплетнями, у нее был театр, ее зрители, которые ее любили и слова своего супруга Александра Фадеева она тоже всегда помнила:" Главное для тебя театр, а все остальное - мимо, мимо".
В мае 1956 года МХАТ гастролировал в Югославии. 14 мая в Загреб, где тогда был театр, пришла весть, которую никто не решался сообщить Ангелине Иосифовне. После спектакля ее посадили в машину и отвезли в Будапешт – прямых рейсов на Москву тогда не было. Ей сказали, что Фадеев тяжело заболел.
В Будапешт приехали утром, около четырех. В посольстве никто не спал – ждали Степанову. Ее встретили, отвезли в отель передохнуть. Она несколько часов лежала и мучительно пыталась понять, что же произошло… Правду она узнала в аэропорту в Киеве, где была промежуточная стоянка. Все ринулись покупать газеты. У Ангелины Иосифовны не было денег – только остатки югославских динаров. Она одолжила у стюардессы мелочь и в «Правде» на третьей странице увидела портрет Александра Фадеева в траурной рамке… Рядом с ней были ее ближайшие подруги- Ольга Андровская и Клавдия Еланская, с которыми она прожила во МХАТе всю жизнь.
Приход Олега Ефремова во МХАТ она приняла по началу отрицательно, но со временем стала его большой почитательницей и защитницей. От нее многое зависело, она была парторг театра и Олег Николаевич это прекрасно понимал. Степанова, как мало кто умела чувствовать новое время и с легкостью переходила в новое актерское качество, в отличии от своих современниц Тарасовой, Андровской и Еланской, которые все же жили скорее прошлым, чем настоящим, а Ангелина никогда не боялась новизны, ибо была очень современной актрисой, но всегда помнила о том, что она истинная мхатовка и чувство меры соблюдала неукоснительно. Радостью для актрисы было преподавание в школе-студии МХАТ, где профессор Степанова подготовила не одно поколение талантливейших актеров, которые сегодня составляют славу отечественного искусства.
Раздел МХАТа в 1987 году она приняла болезненно, но Ефремова поддержала. Доронину она считала замечательной актрисой, но никак не режиссером и не руководителем первого театра страны. Да и к тому же ее сын Александр(Шура Фадеев) работал во МХАТе, она в некоторой степени зависела от Ефремова.
Александр был добрым, красивым, веселым парнем, очень любил свою мать, но по жизни был неприкаянным. Любил выпить, часто женился. Одной из его жен была Людмила Гурченко, которая к удивлению многих нашла общий язык с Ангелиной и они оставались в хороших отношениях, даже уже после развода Гурченко с Александром Фадеевым младшим. Покойная Маша Королева, дочь Людмилы Марковны вспоминала о Шуре Фадееве, как о близком и очень теплом человеке, который не раз защищал ее, маленькую девочку от несправедливого отношения ее матери к ней.
Кто был настоящим отцом Шуры Фадеева, так и осталось тайной. Фадеев его официально усыновил и любил, но отцом был не он. Степанова умела хранить молчание. Последней женой Шуры была Надежда Сталина - внучка Иосифа Сталина, дочь Василия Сталина. Шуры Фадеева не стало в 1993 году. Ангелина на его похоронах не присутствовала. Ее младший сын Михаил Фадеев уговорил ее не ходить на прощание с Шурой. Он прекрасно понимал каково ей будет видеть обожаемого ею Шурика в гробу.
В том же 1993 году Степанова ушла из театра. Как мне говорила дочь Андровской, Светлана Николаевна Баталова, Ангелина ждала, что Ефремов будет ее уговаривать остаться, но этого не произошло и МХАТ лишился своей самой большой актрисы. Ефремов был болен и ему было не до Степановой. На прощании с ней он скажет, что она была его единственным другом, но все будет кончено, как в одноименном спектакле, где Степанова играла вместе с Бабановой- ставшем последним в театральной карьере волшебной Марии Ивановны. Ефремов уйдет из жизни ровно через неделю после Степановой.
Ангелина приезжала во МХАТ на столетний юбилей театра в 1998 году. Ей было в ту пору 93 года. С другой легендой МХАТа - Софьей Пилявской и Танечкой Лавровой они сидели за столиком и были в ужасе от того, во что превратился их любимый театр. Актеры были пьяные, Ефремов не стоял на ногах,народные артистки Ирина Мирошниченко, Нина Гуляева, Раиса Максимова своим видом и поведением походили на певиц из варьете, но никак не на актрис Московского Художественного театра. Анастасия Вертинская к тому времени из МХАТа уже ушла. На уровне оставалась только Лаврова, которую Степанова ценила и любила. Таня и сама тянулась к Ангелине Иосифовне, всегда поздравляла её с днем рождения и старалась навещать дорогую для ее сердца, Ангелину Иосифовну, когда та ушла из театра. До окончательного падения МХАТ, Ангелина, к счастью для нее, не дожила. Она не увидела пошлых, безликих спектаклей, которыми стал наполняться ее любимый Художественный театр.
Со дня ее смерти прошло 25 лет. В наш сегодняшний, суматошный и бездуховный век, каждый может плюнуть в прошлое, сказать гадости о прекрасных актерах ушедшей эпохи. Полностью стерты грани между приличным и неприличным. Все выставляется напоказ. Степанову вспоминают, как бескомпромиссного, властного и идейного парторга МХАТа. И этот образ злой и несправедливый преследует ее и после смерти, словно и не было в ее жизни поклонения и обожания публики, блистательных и непревзойденных героинь Толстого и Чехова, Достоевского и Мольера и не было той громадной славы, которая шумела вокруг ее имени- уникальной, ни на кого непохожей, воистину блистательной русской актрисы - Ангелины Степановой. С днем рождения, дорогая Ангелина Иосифовна. Светлая Вам память.
Эдгар-Кирилл Дальберг.
Комментарии 2