В фильме «Служебный роман» Эльдар Рязанов изначально хотел снимать определённых актёров и в главной роли «серой мышки» Калугиной видел только Алису Фрейндлих.
Однако заполучить артистку оказалось непросто. Во-первых, на ней держался весь репертуар петербургского театра им. Ленсовета. А, во-вторых, она была женой главного режиссёра.
И тогда Рязанов сделал ход конём. Лично приехал в Ленинград и уговорил Игоря Владимирова отпустить супругу и приму труппы. Своего Рязанов добился наполовину: жену Владимиров отпустил, а вот ведущую артистку – нет.
В итоге Фрейндлих днём снималась у Рязанова, вечером садилась в поезд, утром заскакивала домой принять душ и мчалась в театр на репетицию. Потом – короткий отдых за кулисами, вечерний спектакль, ночь в поезде и новая съёмка. Так – почти полгода...
Но от актрисы требовался не только трудовой героизм. Нужно было себя «испортить» до неузнаваемости, а на это не каждая решится - создать образ женщины, которая «вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу, как будто сваи вколачивает». Фрейндлих отважилась.
Перекрасилась в тёмную шатенку и «живенько» зализала волосы, надела уродливую обувь и грубые несуразные очки, которые принёс из дома оператор. Такие носил его пожилой отец. А вот нужный костюм долго не могли подобрать. «Мы с Рязановым облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи, – вспоминала актриса.
Требовалось, чтобы они соответствовали образу «руководящей Золушки» – замученной жизнью в футляре собственной недосказанности, «мымре», как прозвали её сотрудники». И нашли...
А лучше Алисы Бруновны никто и не справился бы с ролью Калугиной одновременно в роли "серой Мымры" в начале картины и распрекрасной Людмилы Прокофьевны в конце фильма.
Комментарии 6