После начала Великой Отечественной войны с детским ансамблем песни и пляски при чебоксарском Доме пионеров Зинаида Шарко участвовала в концертах для раненых в госпиталях. За эти концерты (в общей сложности 900) она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которую и 65 лет спустя называла самой дорогой из своих наград.
В 1947 году, окончив с золотой медалью школу, Зинаида Шарко, с детства мечтавшая о Художественном театре, невзирая на протесты родителей, отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Но, увидев в приёмной секретаршу, позволившую себе в «храме искусства» грызть солёный огурец, юная Шарко в негодовании покинула «осквернённый храм».
Этот протест привёл её в Ленинградский театральный институт, в мастерскую выдающегося театрального педагога Б. В. Зона, который помог своей ученице обрести собственное лицо. В 1950 году Зон направил Шарко, студентку третьего курса, на практику в Ленинградский областной гастрольный театр, что было в те времена в институте скорее исключением, чем правилом.
На один из спектаклей с её участием пришла известная в то время эстрадная актриса и режиссёр Лидия Атманаки, искавшая артистов для нового эстрадного театра при Ленконцерте, аналогичного Театру миниатюр А. Райкина, — возможность сыграть восемь разных ролей в одном спектакле («Каждый день» по пьесе В. Полякова) увлекла начинающую актрису, как и перспектива гастролей по всей стране.
Меньше всего Зинаиду Шарко, по её собственному признанию, заинтересовало имя режиссёра, ставившего спектакль, но им оказался Георгий Товстоногов, в то время художественный руководитель Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Эта встреча определила дальнейшую судьбу актрисы, хотя и не сразу: пригласив Шарко в свой театр и предложив для неё две интересные роли, Товстоногов позже сообщил, что обстоятельства изменились, и совместная работа откладывается «до лучших времён». И Шарко в 1952 году приняла приглашение другого выдающегося режиссёра — Николая Акимова, годом раньше возглавившего Театр имени Ленсовета.
Сотрудничество с Акимовым оказалось недолгим: уже в 1955 году он получил возможность вернуться в любимый Театр Комедии, и тем не менее этот период в биографии Шарко был столь же плодотворным, сколь и успешным: уже в первом спектакле, «Не называя фамилий» (1952), её заметили критики.
В феврале 1956 года Георгий Товстоногов был назначен художественным руководителем Большого драматического театра имени Горького и в том же году, в сентябре, пригласил в БДТ Зинаиду Шарко. 31 декабря состоялся её дебют на сцене БДТ — в комедии Н. Винникова «Когда цветёт акация». В первый же год она сыграла пять ролей, в том числе Мели в «Эзопе».
В течение нескольких десятилетий, при Георгии Товстоногове, Зинаида Шарко была одной из ведущих актрис Большого драматического театра; среди лучших театральных работ — Тамара и Ольга в легендарных спектаклях Товстоногова «Пять вечеров» (первая исполнительница роли Тамары) и «Три сестры».
В кино Зинаида Шарко снималась сравнительно мало — в частности, из-за того, что режиссёры находили её некиногеничной. Кинозрителям она известна прежде всего как исполнительница главной роли в фильме Киры Муратовой «Долгие проводы»; за главную женскую роль в фильме Виталия Мельникова «Луной был полон сад» была удостоена ряда кинопремий, в том числе «Ники» и «Золотого овна».
4 августа 2016 года Зинаида Максимовна Шарко умерла в Санкт-Петербурге на 88-м году жизни после продолжительной болезни. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Зинаида Шарко — заслуженная и народная артистка РСФСР; кавалер ордена Дружбы, Почёта; награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; лауреат Международной премии имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство», премии «Кумир» в номинации «лучшая актриса», специальной премии премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и других наград.
Комментарии 5