"Expect No Mercy" (Не жди милости)— девятый студийный альбом рок-группы Nazareth. Выпущен 19 ноября 1977 года на лейбле Mountain Records в Великобритании, Vertigo Records — в Европе, A&M Records — в Северной Америке.
По звучанию Expect No Mercy является не менее мощным и темпераментным, чем и его предшественники, но также альбом принято считать значительным сдвигом Nazareth в музыкальном отношении, в сторону так называемого AOR. Дэн Маккаферти: «Снова „тяжеляка“, с шикарной обложкой от Фрэнка Фразетты».
Не все, должно быть, знают, что программу для этой пластинки группа готовила дважды. Первый вариант боссам из Mountain Rec. показался пресным и неперспективным. И квартету вновь пришлось запереться в студии (на этот раз в горном канадском городке Морин Хайтс, провинция Квебек) вместо того, чтобы отправиться в гастрольный тур по уже расписанному графику. Времени для "работы над ошибками" было немного, звать помощь со стороны (допустим, продюсера) было поздно, пришлось выкручиваться собственными силами. Мэнни Чарлтону ничего не оставалось, как принять этот вызов судьбы на себя.
Часть материала решено было перезаписать с учётом рекомендаций "заказчика", какие-то песни пришлось заменить на новые. М. Чарлтон трудился как проклятый. Как основной автор музыки, как ведущий музыкант и как продюсер. И как главный виновник случившегося облома с первым вариантом. Несколько новых песен он сочинил самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. И подготовил гитарные партитуры для каждой из них. И не по одной. Так, скажем, в "Revenge Is Sweet", одной из ключевых песен альбома, звучат сразу три параллельные гитарные партии Мэнни. Чтобы справиться со всем этим, Чарлтон подбирал простые гармонии не более, чем в три-четыре аккорда. В сложившихся условиях это был единственно верный путь.
Звучание программы преобразовалось в значительно более жёсткое и по сути вернулось в привычно-узнаваемые по предыдущим альбомам "назаретовские берега". К тому, от чего музыканты группы как раз-таки изначально и намеревались уйти. Но на этот раз у них это не вышло - в Mountain Rec. не позволили им этого сделать. И "Expect No Mercy" стал достойным продолжением уже достаточно внушительного ряда из семи (!) добротных рок-альбомов Naz., первых из которых в 1973 году был "Razamanaz". Эту свою мысль я выражаю с изрядной долей сарказма потому, что данным лонг-плеем эта по-шотландски консервативная стабильность всё же завершится. Да, через два года Naz. запишут и выпустят огненный "No Mean City", но это будет пластинка уже иного характера.
Самостоятельно продюсировать альбомы Naz. М. Чарлтон начал с "Hair Of The Dog" в 1975 году, то есть с работы, считавшейся самой сильной у группы в 70-х. Однако, в столь сложных обстоятельствах как на этот раз, он оказался впервые. И отчасти эти трудности были обусловлены сложившимися в группе традициями. При всём при том, что Naz. исполняли в те времена достаточно простую и даже где-то аскетичную музыку, при единственном гитаристе в составе, на котором базировался весь инструментальный сегмент, делать это было совсем непросто.
Вероятно, ещё и по этой причине Мэнни Чарлтон взялся за продюсирование, исходя из своих возможностей далеко не выдающегося гитариста. Однако, сложившаяся ситуация в период работы над "Expect...", категорично-жёсткие требования, выдвинутые звукозаписывающей компанией, вынудили Чарлтона усложнить аранжировки многих песен.
И если на программе всё это отразилось наилучшим образом, то в дальнейшем такие благие намерения для группы подчас выходили боком. Речь о концертных выступлениях Naz. Вот лишь один пример. Титульная композиция, с которой, собственно, и начинается программа LP, крайне редко удавалась группе на сцене. Изящную, но невообразимо сложную и коварную для него гитарную партию, при выступлениях вживую Мэнни Чарлтон лишь по случаю одолевал чисто и близко к студийному образцу. А Naz. всякий раз упорно пытались играть её по оригиналу. И почти всегда Мэнни где-то спотыкался. Группе явно не хватало ещё одного гитариста, чтобы "разгрузить" М. Чарлтона, тем более, что по ходу выступлений он периодически отвлекался ещё и на клавишные.
И только ближе к концу 1978 года в составе группы появился-таки этот второй гитарист. Зэл Клеминсон (Zal Cleminson) был для Naz. человеком не случайным. Ещё в 1975 году, когда Дэн Маккафферти записывал свой первый сольник, Клеминсон участвовал в той студийной работе и уже тогда составлял гитарный дуэт с М. Чарлтоном. В 1979-м он стал полноправным участником группы. До 1977 года Зэл состоял в штате формации Алекса Харви - The Sensational Alex Harvey Band, а затем с год (1977-78 г.г.) работал под собственной вывеской The Zal Band, но без заметных успехов. Кстати, в том составе банды Зэла был совсем ещё тогда юный Билли Рэнкин, который примкнёт к Naz. в начале 80-х и заменит в группе как раз-таки Клеминсона.
Вернёмся, однако, к "Expect...". Начали "назаретовцы" с козырей. Два ударных и выигрышных номера открывают программу. И на слушателя, с этой работой группы ранее не знакомого, это наверняка производит впечатление. Но и свои минусы в этом тоже есть. На фоне этой убойной комбинации далее будет не так весело. (В этой связи мне вспомнилась аналогичная связка на пластинке Naz. "Loud' n' Proud" с двумя лихими песнями "Turn On Your Receiver" / "Teenage Nervous Breakdown". И тогда это был сильный ход Роджера Гловера). Размеренное стилизованное болеро в "Shot Me Down" несколько понижает градус, однако "Revenge Is Sweet", зажигательный боевик с мощной ритм-секцией, жару добавляет.
И такая наметившаяся было схема казалась вполне жизнеспособной. Но нет. Далее следует череда сдержанных по характеру звучания композиций, имеющих в своей основе практически единую мелодическую матрицу. Здесь, впрочем, есть небольшой, но существенный нюанс. Следующая по порядку "Gimme What's Mine" в формате виниловой пластинки (LP) последняя на первой её стороне, она как бы в отрыве от последующих треков, которые уже на side two. Впечатление от прослушивания на CD уже другое. И лишь разностилевое исполнение этих трёх номеров стабилизует ситуацию.
Насыщенная сразу тремя рок-гитарными партиями "Gimme What's Mine" с переходящей в суровый хард-рок срединной инструментальной частью и такой же концовкой, сменяется блюз-роковой "Kentucky Fried Blues" c теми же двумя аккордами в основе (в припеве три) и опять же тремя гитарными партиями. А завершает этот триумвират "New York Broken Toy" - замысловатое сочетание фанк-рок-фьюжн. И вновь два знакомых аккорда с тремя в припеве. Как говорят в подобных случаях - всё гениальное просто. В условиях студийного цейтнота тогда это было естественное и объяснимое решение.
Я умышленно не затрагиваю тексты. Это отдельная и совсем непростая история. Замечу лишь, что по мнению муз. обозревателей в текстах песен этого альбома квартет Naz. как никогда ранее приблизился к краю пропасти, где начинается тематический беспредел. Жестокость, насилие ("Gimme What's Mine", "Revenge Is Sweet"), унижение человеческого достоинства ("Busted"), осуждаемая в те времена широкой общественностью женская проституция ("New York Broken Toy") - вот лишь некоторые из тем, что затронули в своих песнях Naz. По-моему, так ничего нового и необычного для этой группы. Как бы то ни было, сразу же после выхода в релиз альбом подвергся жаркой критической атаке.
Но вот "Busted" (одна из двух кавер-версий, что позволила себе группа на этот раз) - кантри-блюз-рок с уже привычными тремя гитарными партиями Мэнни Чарлтона, одна из которых слайд-гитара, ведущая в этой песне. И сразу же контраст в виде "Place In Your Heart", романтическая в духе ранних Eagles и поздних Creedence C.R. песенка в стиле honky-tonk. Однако, эта жизнерадостная вспышка в программе гасится тяжким мрачным завершением. "All The Kings' Horses" - суровый хард-блюз-рок с обильным гитарным наполнением. Одна из партий М. Чарлтона, а их и здесь три, единовременно звучащих от первой до последней секунды, особенно удалась Мэнни и, пожалуй, она будет самая убедительно и впечатляюще исполненная им во всей программе альбома.
Записав и выпустив "Expect No Mercy", группа замолчала на два долгих года. Пятилетняя гонка с препятствиями закончилась. Настало время остановиться, перевести дух, переосмыслить то, что осталось за порогом прошлого, и задуматься о грядущем. И то, что пришло время что-то менять в "назаретовской консерватории", было понятно всем и каждому, даже боссам на Mountain Rec. И всем было о чём подумать, чтобы затем двигаться дальше. Здесь важно было выбрать нужную дверь. И времени для этого они себе отмерили достаточно.
Не все, должно быть, знают, что программу для этой пластинки группа готовила дважды. Первый вариант боссам из Mountain Rec. показался пресным и неперспективным. И квартету вновь пришлось запереться в студии (на этот раз в горном канадском городке Морин Хайтс, провинция Квебек) вместо того, чтобы отправиться в гастрольный тур по уже расписанному графику. Времени для "работы над ошибками" было немного, звать помощь со стороны (допустим, продюсера) было поздно, пришлось выкручиваться собственными силами. Мэнни Чарлтону ничего не оставалось, как принять этот вызов судьбы на себя
.
Часть материала решено было перезаписать с учётом рекомендаций "заказчика", какие-то песни пришлось заменить на новые. М. Чарлтон трудился как проклятый. Как основной автор музыки, как ведущий музыкант и как продюсер. И как главный виновник случившегося облома с первым вариантом. Несколько новых песен он сочинил самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. И подготовил гитарные партитуры для каждой из них. И не по одной. Так, скажем, в "Revenge Is Sweet", одной из ключевых песен альбома, звучат сразу три параллельные гитарные партии Мэнни. Чтобы справиться со всем этим, Чарлтон подбирал простые гармонии не более, чем в три-четыре аккорда. В сложившихся условиях это был единственно верный путь.
Звучание программы преобразовалось в значительно более жёсткое и по сути вернулось в привычно-узнаваемые по предыдущим альбомам "назаретовские берега". К тому, от чего музыканты группы как раз-таки изначально и намеревались уйти. Но на этот раз у них это не вышло - в Mountain Rec. не позволили им этого сделать. И "Expect No Mercy" стал достойным продолжением уже достаточно внушительного ряда из семи (!) добротных рок-альбомов Naz., первых из которых в 1973 году был "Razamanaz". Эту свою мысль я выражаю с изрядной долей сарказма потому, что данным лонг-плеем эта по-шотландски консервативная стабильность всё же завершится. Да, через два года Naz. запишут и выпустят огненный "No Mean City", но это будет пластинка уже иного характера.
Самостоятельно продюсировать альбомы Naz. М. Чарлтон начал с "Hair Of The Dog" в 1975 году, то есть с работы, считавшейся самой сильной у группы в 70-х. Однако, в столь сложных обстоятельствах как на этот раз, он оказался впервые. И отчасти эти трудности были обусловлены сложившимися в группе традициями. При всём при том, что Naz. исполняли в те времена достаточно простую и даже где-то аскетичную музыку, при единственном гитаристе в составе, на котором базировался весь инструментальный сегмент, делать это было совсем непросто. Вероятно, ещё и по этой причине Мэнни Чарлтон взялся за продюсирование, исходя из своих возможностей далеко не выдающегося гитариста. Однако, сложившаяся ситуация в период работы над "Expect...", категорично-жёсткие требования, выдвинутые звукозаписывающей компанией, вынудили Чарлтона усложнить аранжировки многих песен. И если на программе всё это отразилось наилучшим образом, то в дальнейшем такие благие намерения для группы подчас выходили боком. Речь о концертных выступлениях Naz.
Вот лишь один пример. Титульная композиция, с которой, собственно, и начинается программа LP, крайне редко удавалась группе на сцене. Изящную, но невообразимо сложную и коварную для него гитарную партию, при выступлениях вживую Мэнни Чарлтон лишь по случаю одолевал чисто и близко к студийному образцу. А Naz. всякий раз упорно пытались играть её по оригиналу. И почти всегда Мэнни где-то спотыкался. Группе явно не хватало ещё одного гитариста, чтобы "разгрузить" М. Чарлтона, тем более, что по ходу выступлений он периодически отвлекался ещё и на клавишные.
И только ближе к концу 1978 года в составе группы появился-таки этот второй гитарист. Зэл Клеминсон (Zal Cleminson) был для Naz. человеком не случайным. Ещё в 1975 году, когда Дэн Маккафферти записывал свой первый сольник, Клеминсон участвовал в той студийной работе и уже тогда составлял гитарный дуэт с М. Чарлтоном. В 1979-м он стал полноправным участником группы. До 1977 года Зэл состоял в штате формации Алекса Харви - The Sensational Alex Harvey Band, а затем с год (1977-78 г.г.) работал под собственной вывеской The Zal Band, но без заметных успехов. Кстати, в том составе банды Зэла был совсем ещё тогда юный Билли Рэнкин, который примкнёт к Naz. в начале 80-х и заменит в группе как раз-таки Клеминсона.
Вернёмся, однако, к "Expect...". Начали "назаретовцы" с козырей. Два ударных и выигрышных номера открывают программу. И на слушателя, с этой работой группы ранее не знакомого, это наверняка производит впечатление. Но и свои минусы в этом тоже есть. На фоне этой убойной комбинации далее будет не так весело. (В этой связи мне вспомнилась аналогичная связка на пластинке Naz. "Loud' n' Proud" с двумя лихими песнями "Turn On Your Receiver" / "Teenage Nervous Breakdown". И тогда это был сильный ход Роджера Гловера). Размеренное стилизованное болеро в "Shot Me Down" несколько понижает градус, однако "Revenge Is Sweet", зажигательный боевик с мощной ритм-секцией, жару добавляет.
И такая наметившаяся было схема казалась вполне жизнеспособной. Но нет. Далее следует череда сдержанных по характеру звучания композиций, имеющих в своей основе практически единую мелодическую матрицу. Здесь, впрочем, есть небольшой, но существенный нюанс. Следующая по порядку "Gimme What's Mine" в формате виниловой пластинки (LP) последняя на первой её стороне, она как бы в отрыве от последующих треков, которые уже на side two. Впечатление от прослушивания на CD уже другое. И лишь разностилевое исполнение этих трёх номеров стабилизует ситуацию.
Насыщенная сразу тремя рок-гитарными партиями "Gimme What's Mine" с переходящей в суровый хард-рок срединной инструментальной частью и такой же концовкой, сменяется блюз-роковой "Kentucky Fried Blues" c теми же двумя аккордами в основе (в припеве три) и опять же тремя гитарными партиями. А завершает этот триумвират "New York Broken Toy" - замысловатое сочетание фанк-рок-фьюжн. И вновь два знакомых аккорда с тремя в припеве. Как говорят в подобных случаях - всё гениальное просто. В условиях студийного цейтнота тогда это было естественное и объяснимое решение.
Я умышленно не затрагиваю тексты. Это отдельная и совсем непростая история. Замечу лишь, что по мнению муз. обозревателей в текстах песен этого альбома квартет Naz. как никогда ранее приблизился к краю пропасти, где начинается тематический беспредел. Жестокость, насилие ("Gimme What's Mine", "Revenge Is Sweet"), унижение человеческого достоинства ("Busted"), осуждаемая в те времена широкой общественностью женская проституция ("New York Broken Toy") - вот лишь некоторые из тем, что затронули в своих песнях Naz. По-моему, так ничего нового и необычного для этой группы. Как бы то ни было, сразу же после выхода в релиз альбом подвергся жаркой критической атаке.
Но вот "Busted" (одна из двух кавер-версий, что позволила себе группа на этот раз) - кантри-блюз-рок с уже привычными тремя гитарными партиями Мэнни Чарлтона, одна из которых слайд-гитара, ведущая в этой песне. И сразу же контраст в виде "Place In Your Heart", романтическая в духе ранних Eagles и поздних Creedence C.R. песенка в стиле honky-tonk. Однако, эта жизнерадостная вспышка в программе гасится тяжким мрачным завершением. "All The Kings' Horses" - суровый хард-блюз-рок с обильным гитарным наполнением. Одна из партий М. Чарлтона, а их и здесь три, единовременно звучащих от первой до последней секунды, особенно удалась Мэнни и, пожалуй, она будет самая убедительно и впечатляюще исполненная им во всей программе альбома.
МихаилБогданов
Записав и выпустив "Expect No Mercy", группа замолчала на два долгих года. Пятилетняя гонка с препятствиями закончилась. Настало время остановиться, перевести дух, переосмыслить то, что осталось за порогом прошлого, и задуматься о грядущем. И то, что пришло время что-то менять в "назаретовской консерватории", было понятно всем и каждому, даже боссам на Mountain Rec. И всем было о чём подумать, чтобы затем двигаться дальше. Здесь важно было выбрать нужную дверь. И времени для этого они себе отмерили достаточно.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1