Обидеть не получится
Еще в копилку темы про самооценку или, вернее, адекватного восприятия себя, приведу такую историю. У моих друзей дочка родилась с огненно рыжими волосами. Вот так через три поколения передались гены одного из дедов. Честно говоря, они стали опасаться, как бы их дочурка не стала изгоем, ведь в их детстве рыжих нещадно дразнили. Помощь пришла, откуда не ждали.
Мама смотрела фильм «Дети Дон Кихота», в котором девушка хотела свести веснушки, а молодой человек ее отговаривал, убеждая, что веснушки - это очень красиво. Этот эпизод так мило и трогательно выглядел, что мама перевела взгляд на дочку: «Рыжик мой любимый, и я тебе так же буду говорить, что твой цвет волос - уникальный, ни у кого такого нет».
Самое интересное, что делать этого не пришлось. С того дня за дочкой само собой закрепилось нежное «Рыжик». Даже когда завели кота, а он оказался тоже рыжим, назвали его Персиком - ну не может же в семье быть два Рыжика. В итоге девочка настолько свыклась со своим семейным прозвищем, что когда в школе кто-то ей бросил в лицо: «Да ты вообще рыжая!», она даже не отреагировала. Ну рыжая, и что? Это была первая и последняя попытка одноклассников обидеть ее из-за цвета волос.
- У меня есть твердое убеждение: нужно принимать своих детей со всеми их недостатками и особенностями. Не идеализировать их! Проговаривать с ними о том, что люди разные, все индивидуальные. Обсудить с ребенком свои недостатки (папины, бабушкины), сказать, что они есть у всех, но при этом вас любят и вы любите. Найти у ребенка его изюминку (красиво поет, танцует, играет на музыкальном инструменте), выделить эту особенность.Я часто привожу пример студентам: «Сад с цветами»: в саду цветут красные розы, они очень красивые, но есть одна - красно-бело-розовая. И казалось бы, что она выбивается из общего коллектива роз, но, расцветая, именно она вызывает у прохожих восхищение, т.к. не похожа на другие. Чаще всего именно наши недостатки являются нашими достоинствами,- считает Виктория Алексеевна.
Взять и устроить «День прогульщика»
Одно из современных исследований показало, что дети чаще всего слышат от взрослых «некогда». Слово звучит в разных сочетаниях и обстоятельствах, но смысл один: «Мне сейчас не до тебя, у меня есть дела поважнее, чем ты». Сейчас в век невероятной занятости у нас и правда мало времени на… Подождите, мало на что? На жизнь? На собственных детей? Но если им не уделять внимания, не заниматься воспитанием, какими они вырастут, кем и как будут воспитывать своих детей?
- В современном мире, безусловно, сложно уделять много времени своему ребенку. И я не исключение. Поделюсь своей традицией в семье. Моему сыну 13 лет, у нас есть «День прогульщика» и это не суббота/воскресенье. В любой день недели он может подойти ко мне и сказать, что хочет провести со мной день (или я делаю то же самое). Я отпрашиваюсь с работы, а его отпрашиваю из школы. И мы идем с ним в кафе/парк, заходим в книжный магазин, покупаем что-то, садимся на лавочке, читаем и т.д. Последний раз он учил меня кататься на веломобиле. Также каждый час отправляем друг другу различные смайлики, а перед сном обсуждаем, что означала та или иная рожица. Просто нужно хотеть проводить время со своим ребенком и придумывать для этого различные способы,- отмечает Виктория Казанцева.
Быть с ребенком - это не значит отдавать ему все свое время. Да это и не требуется. Другое исследование показало, что для того, чтобы дети чувствовали к себе интерес родителей, достаточно проводить с ними от 15 до 45 минут в день. Но это время должно быть посвящено только им. Не на бегу, не вполуха или полглаза, одновременно глядя в телефон/телевизор, а именно - маленькому человеку, став на это недолгое время только его.
Нет комментариев