
"Будьте жестоки, не жалейте их". WSJ рассказала о российской системе пыток для украинских военнопленных — ч. 1
https://www.wsj.com/world/russia/russia-prisons-ukranian-pow-torture-52df7908?mod=hp_lead_pos9Три бывших сотрудника российских тюрем рассказали The Wall Street Journal, как россия планировала и осуществляла широкомасштабные и систематические пытки украинских пленных. Подчеркивается, что их рассказы подкреплены официальными документами, интервью с украинскими заключенными и человеком, который помогал сотрудникам российских тюрем дезертировать. Эти люди — двое из спецподразделения и один из медицинской бригады — попали под программу защиты свидетелей после того, как дали показания следователям Международного уголовного суда.
Отмечается, что спустя несколько недель после начала полномасштабного вторжения начальник тюрем санкт-петербурга генерал-майор игорь потапенко прямо обратился к подразделению охранников, которым было поручено следить за притоком заключенных из Украины: "Будьте жестоки, не жалейте их". Он собрал специальное подразделение своей службы в региональном штабе, чтобы рассказать о новой системе, разработанной для пленных украинцев.
потапенко говорил своим подчиненным, что обычные правила не будут действовать. Не будет никаких ограничений против насилия. Нательные камеры, обязательные в других российских тюрьмах, будут отсутствовать. Подразделения по всей рф — в бурятии, москве, пскове и других городах — получили аналогичные инструкции.
По словам двух бывших охранников, они восприняли указания потапенко на встрече в марте 2022 года как карт-бланш на насилие. Они подняли свое жестокое обращение с украинцами на новый уровень, полагая, что у них есть разрешение руководства. Во время дежурства охранники постоянно носили балаклавы. Заключенных били, если те смотрели охраннику в глаза. По словам одного из бывших офицеров, эти меры наряду с месячной ротацией были приняты для того, чтобы отдельные охранники и их начальники впоследствии не могли быть узнаны.






"Избивали украинцев до тех пор, пока не ломались полицейские дубинки". WSJ рассказала о российской системе пыток для украинских военнопленных — ч. 2
Павел Афисов, попавший в плен в Мариуполе в первые месяцы конфликта, был одним из первых украинских пленных. В течение 2,5 лет 25-летнего Афисова переводили из одной российской тюрьмы в другую, прежде чем он был освобожден в октябре прошлого года.
По его словам, самыми страшными были избиения после перевода в новую тюрьму. По прибытии в исправительную колонию в тверской области охранники привели Павла в комнату для медосмотра и приказали раздеться догола. Пока ему брили голову и сбривали бороду, охранники несколько раз ударили его электрошокером. Когда это закончилось, ему велели кричать "слава россии, слава спецназу", а затем приказали пройти в центр комнаты — все еще голым — и спеть российский и советский гимны. Когда он сказал, что не знает слов, охранники снова избили его кулаками и дубинками.
По словам бывших охранников и правозащитников, насилие служило для достижения определенной цели — сделать украинцев более податливыми для допросов и сломить их желание бороться.
Бывшие охранники рассказали об ошеломляющем уровне насилия по отношению к украинским заключенным. Электрошокеры использовались так часто, особенно в душевых, что охранники сетовали на быструю разрядку батареи.
Один из бывших сотрудников фсин, работавший с бригадой медиков в воронежской области, рассказал, что охранники тюрьмы избивали украинцев до тех пор, пока не ломались полицейские дубинки. По его словам, котельная была завалена сломанными дубинками, а сотрудники проверяли другие материалы, в том числе трубы, на способность причинять боль и наносить повреждения.
Охранники намеренно били заключенных по одному и тому же месту изо дня в день, не давая синякам заживать и вызывая инфекцию внутри скопившихся гематом, говорит бывший сотрудник фсин. Такое обращение приводило к заражению крови, а мышечная ткань начинала гнить. По словам офицера, как минимум один человек умер от сепсиса. По его словам, многие охранники наслаждались жестокостью и часто хвастались тем, какую боль они причиняли заключенным.
Бывший украинский военнопленный, 25-летний Андрей Егоров, вспоминал, как охранники в тюрьме, расположенной на западе брянской области, заставляли заключенных пробегать 100 метров по коридору, держа матрасы над головами. Охранники стояли в стороне и били бегущих по ребрам. Когда заключенные добегали до конца коридора, их заставляли делать приседания и отжимания. Каждый раз, когда они поднимались, охранники били их кулаками или дубинкой.
"Им это нравилось, было слышно, как они смеялись между собой, пока мы кричали от боли", — рассказал он.
Во время медицинского осмотра после обмена Егоров обнаружил, что у него сломаны пять позвонков. Он проходит курс лечения и встречается с психологом. После возвращения домой Афисов несколько дней не мог уснуть, боясь, что это окажется сном и он снова проснется в тюрьме.
@dmytrogordon
Нет комментариев