Женщина, которая была избрана Богом, чтобы стать матерью Сына Божьего, конечно, заслуживает восхищения и почтения.
Кроткая девушка по имени Мария покорилась Божьей воле, вынесла тяготы и страдания, выпавшие на её долю: непонимание людей, бегство в Египет ради спасения Младенца и, наконец, смерть собственного Сына на римском кресте.
Но сегодня если бы эта скромная еврейская женщина увидела, что её образ обожествляют и используют для поклонения наравне с Самим Богом, её сердце, наверное, наполнилось бы печалью.
Ведь Священное Писание определённо говорит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Луки 4:8).
Даже при внимательном исследовании Священного Писания мы не найдём в ней основания для обожествления и особого возвышения Девы Марии.
В Евангелии имеется всего один текст, который и взят за основу её возвеличивания.
Мария сказала: «Отныне будут ублажать Меня все роды»(Луки1:48). Глагол «ублажать» в оригинале представлен греческим словом μακαριουσιν, имеющим перевод «считать (называть) блаженным».
Это слово образовано от μακαριζω, обозначающего «блаженный, счастливый».
Блаженным Библия называет счастливого человека, хотя у русскоязычных людей с этим словом связаны другие ассоциации.
«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Псалом 111:1).
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5).
Таким образом, в Евангелии от Луки 1:48 слово μακαριουσιν, переведённое на русский язык как «ублажать», означает «считание счастливым».
Мария была «благословенна… между жёнами» (Луки 1:28, 42), будучи избрана для выполнения особой миссии — рождения Христа.
Именно поэтому она была уверена, что её будут ублажать, то есть называть счастливой все народы.
То же греческое слово μακαριουσιν встречается в книге пророка Малахии: «И блаженными называть (μακαριουσιν) будут вас (израильтян — прим. автора) все народы, потому что вы будете землёю вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Малахия 3:12).
Господь обещает, что в случае послушания Ему израильтян будут называть счастливыми за избыток Божьих благословлений.
Мария была благословенна Богом, имея Сына-Мессию.
Но никто не возвышал её при жизни.
Тем более, никто Марию не обожествлял.
При этом, действительно, люди, уверовавшие в Иисуса как в Христа и Господа, считали и продолжают считать её счастливой.
Безусловно, Иисус Христос любил мать, но не ставил её выше Своих учеников.
Матерью и братьями Иисус Христос называл всех христиан, живущих согласно воле Божьей: «…одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Луки 11:27, 28).
«И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне [дома], послали к Нему звать Его.
Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне [дома], спрашивают Тебя.
И отвечал им: кто Матерь Моя и братья Мои?
И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот Матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Марка 3:31-35).
Даже умирая на кресте, Иисус поступил с Марией, не как глава церкви, а как любящий сын.
Свою мать Он не поставил на служение в христианской общине, но передал её Иоанну — самому младшему из Своих учеников, который должен был стать ей вместо Него сыном: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!
И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Иоанна 19:26, 27).
Следует отметить, что в Новом Завете Мария упоминается только непосредственно при описании жизни Иисуса Христа и событий, следующих сразу за Его воскресением и вознесением на небо.
Причём, мы не видим, что мать следовала за Христом по разным городам во время Его служения, в отличие от многих других женщин, оказывающих посильную помощь Христу.
Далее, описывая служение апостолов и жизнь первых христиан, Библия много рассказывает о женщинах, ведущих активную работу в молодой христианской церкви, но среди них нет Марии.
Не упоминается Мария и в христианских источниках II – III веков.
Между тем, Дева Мария сегодня стала одной из самых почитаемых святых.
Ей посвящены и храмы, и служения, и иконы.
В возвышении Девы Марии церкви пошли каждая своей дорогой. Так в православии на VI Вселенском Трулльском соборе 691 – 692 гг., то есть почти через 700 лет после рождения Иисуса Христа, был каким-то образом «установлен» факт безболезненных родов ею Иисуса.
А католики в 1854 году возвели в догмат непорочное зачатие самой матери Иисуса Христа.
Как традиция почитания Девы Марии появилась в христианстве.
Комментарии 1