Отвечает матушка Ольга Юревич
Давайте сначала решим, что такое «много» детей и что такое «мало» детей. Сейчас многодетность у нас, начиная с трёх детей, а на самом деле многодетность начинается с другой цифры. И, по...Читать далее
Давайте сначала решим, что такое «много» детей и что такое «мало» детей. Сейчас многодетность у нас, начиная с трёх детей, а на самом деле многодетность начинается с другой цифры. И, по крайней мере, в России семья многодетной считалась с пяти детей.
Почему это так? Смотрите: один ребёнок, два ребёнка, три ребёнка, четыре ребёнка, пять... Да, вы все сейчас хором, наверное, сказали «детей». Вот детей много, когда пять и больше. И говорить о том, сколько должно быть детей, надо именно в этой парадигме. Я считаю, что трое детей — это всё-таки ещё немного. Ну, по крайней мере, я так вот буду сейчас рассуждать. Вот пять — это уже много.
Почему люди сомневаются и задают такие вопросы: «Сколько должно быть детей?» Для верующих ответ очевиден: детей должно быть столько, сколько Бог пошлёт. Но я очень хорошо понимаю, что обстоятельства в семье могут быть разными. И так сказать могут немногие.
И тут нет греха, если вы начинаете рассуждать на эту тему. Относясь более ответственно и планируя количество детей в семье. Насчёт планирования детей в семье — это отдельный разговор. Я сейчас не буду на это отвлекаться. Хотя это очень серьёзный и спорный вопрос, но, всё-таки, планирование, наверное, возможно.
Но сколько же их тогда должно быть, если мы планируем? Часто люди говорят: «Я смогу прокормить всего одного ребёнка». Мне кажется, что такой ответ — это лукавство.
Во-первых, вы не знаете, что будет, когда он родится. Где вы будете работать, будете ли вы работать или нет, сколько вы будете получать вообще? Будете ли вы живы или нет? Даже вот так.
Что же тогда не рожать вообще детей? А вдруг вы вот завтра умрёте? И что? Не зачинать ребёнка вовсе? Понимаете, это всё-таки, мне кажется, лукавство. Я смогу прокормить там двоих детей. Да откуда вы знаете? Может, вы и двоих не сможете? И что тогда, одного убить из них? Сказать: «Ты лишний, я смогу только одного прокормить. Вот Васю, а Леночку нет». То есть вот это, мне кажется, совершенно неконструктивный такой ответ, что я не смогу прокормить.
Второе: не смогу воспитать, дать образование, купить квартиру и так далее. Сейчас очень серьёзно относятся к образованию и говорят, что уже в школе надо нанимать репетиторов с первого класса, а я не смогу. И что теперь делать? А мои дети будут тупее всех. И вот начинается эта паника. У женщин, я знаю, такая паника очень часто бывает. Они себя просто поедом едят. Именно из того, чтобы быть хорошей, доброй, любящей мамой. Вот в истерике проводят целые годы. Это ужасно, конечно, тоже.
Нужно всё-таки определить основу. Что вы подразумеваете под тем, что я не смогу обеспечить? Ну, наверное, одеть вы сможете. Вот как — уже другой вопрос. Наверное, здесь градации у каждого свои. Вы знаете, у нас дети росли, ну, я бы сказала, в скудной обстановке. Время было очень тяжёлое, и тогда мало кто мог вообще чего-то себе позволить.
И батюшка как священник, ну что он мог сделать, чтобы обеспечить такую огромную семью? Он старался, очень старался, и мы никогда не сидели голодными. Но всё-таки что-то мы не могли себе позволить, и в одежде тем более.
И вот всего один раз мне один ребёнок сказал: «Вот у всех есть кроссовки в классе, а у меня таких кроссовок нет». Ну, какие-то там модные кроссовки тогда появились. Вот всем всем купили. Я не стала говорить, что вообще-то у нас ты единственный в классе, который имеет пять братьев и сестёр. Я просто сказала: «Хорошо, давай будут кроссовки, но не будет следующего ребёнка».
Я понимаю, что поступила жестоко. Да, жестоко. Может быть, сейчас я бы этого не сказала. Может быть, сейчас я нашла бы другие слова, но тогда мне было так обидно это слышать. Потому что ребёнок уже не маленький, он видит наши труды, наше служение, наши возможности. И вот что мы можем и что мы не можем. И как мы живём в Боге и как всё-таки мы рожаем детей, сколько Господь пошлёт, тоже видит этот ребёнок. И вот эти кроссовки. Буквально было полминуты молчания, вытаращенные глаза, и после этого я услышала: «Нет, пускай будет следующий ребёночек».
Вот больше я никогда не слышала ни от этого ребёнка, ни от других детей таких вещей. Видите, как скудость и нищета в жизни воспитывают детей. И как, наоборот, балует ваше желание обеспечить всем, всем и больше того, чем вы можете. Так что подумайте и о воспитании этих детей.
А насчёт воли Божией — это уж сами принимайте решение для себя. Я для себя вот приняла решение. Ну не я одна, конечно. Мы с мужем приняли решение рожать, сколько детей Господь пошлёт. И знаете, не пожалели. Ни дня не пожалели.
Было очень трудно, физически в первую очередь. Я говорю даже не про нищету какую-то, а про физическую усталость. И я сейчас это вспоминаю. Правда, было очень трудно, и любая многодетная мама и многодетный отец согласятся со мной, что трудно, да.
Но такое счастье, что правда не жалеешь. Вот они все такие драгоценные, прекрасные, необыкновенные дети. И я не могу представить свою жизнь без кого-то одного. Вот их семеро, а вдруг шестеро. Говорю: «Я не могу представить жизнь. Какая такая жизнь? Как мы будем жить?»
Так что примите какое-то решение и исполняйте его. Если уж планируете, то смотрите, чтобы ваши запросы об образовании, о будущих квартирах, путешествиях и прочем не повредили вашему ребёнку в смысле его характера будущего.
Хочу пожелать вам много хороших, добрых, драгоценных, прекрасных, верующих детей!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев