«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)» – это слова молитвы, называемой Иисусовой.
Обращение "Господи" – это признание молитвенником Иисуса Христа своим Повелителем и Царем. "Иисусе" – обращение к Господу по Его земному имени, которым Пресвятой Деве Марии в минуты Благовещения повелел назвать Спасителя Ангел. "Христе" является обращением, которым молящийся признает в Иисусе истинного Спасителя всех верующих в Бога. Титул "Христос" по-еврейски звучит как "Машиах" (Мессия), а по-русски – "Помазанник".
Обращением "Сыне Божий" молитвенник признает учение Церкви о том, что личность Иисуса божественна и предвечна: Господь – Один из Пресвятой Троицы (Единого истинного Бога), и вместе со Своим Отцом Небесным и Святым Духом Он является Сотворцом всего сущего.
Глагол "помилуй" в молитве содержит в себе вообще все возможные прошения, и, в первую очередь, прошение о прощении грехов молящегося, на что указывает последнее слово Иисусовой молитвы, которым богомолец признает свой бесконечный духовный долг перед Богом, оплатить который смог лишь Иисус Христос в Своих страданиях и крестной смерти.
В основном, Иисусовой молитвой к Богу обращаются, как ни странно, не грешники, еще не пришедшие к покаянию, а грешники раскаянные и праведники. Иисусова молитва – это наиболее любимые преподобными всех веков слова для разговоров с Богом.
Полезным будет знание советов некоторых святых угодников Божьих, касающихся Иисусовой молитвы.
Святитель Феофан, затворник Вышенский, живший в позапрошлом веке, говорил, что перед лицом Божьим становиться нужно в состоянии сердечного внимания, а затем уже обращаться к Господу словами Иисусовой молитвы. Святитель утверждал, что сила этой молитвы не в словах, а в духовном настроении богомольца, его пребывании в страхе Божьем, верности Отцу Небесному, внимании к Нему и осознанном предстоянии Богу.
Святой Феофан предупреждал, что во время молитвы нужно созерцать умом догмат о Пресвятой Троице, согласно которому Господь Иисус Христос – истинный Бог, нераздельный с Отцом Небесным и Святым Духом. Иисусова молитва должна войти в привычку у желающего молиться ей и произноситься как бы сама собой. Вместо четок, которые применяют не только для подсчета молитв, но и для поддержания их ритма, можно использовать собственное дыхание. Святитель Феофан учил, что к истинной молитве приучает благодать Божья.
Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский, живший во второй половине XIX – первой половине XX вв., советовал во время Иисусовой молитвы останавливать все мечтания и мысли, и сосредотачиваться умом на ее словах. Когда богомолец понимает смысл каждого слова молитвы, его ум соединяется с сердцем и достигается глубокое переживание произносимых слов. Святой Арсений писал, что в молитвословии можно достичь чувств любви, глубокой веры, надежды, благоговения, страха Божьего, умиления, благодарности Богу, радости, а также чувства собственного глубочайшего несовершенства рядом с величием Божьим.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958) говорил, что во время Иисусовой молитвы нельзя включать воображение, представляя Христа Спасителя. Ум должен полностью погрузиться в слова молитвы, а такой инструмент души, как точка внимания, нужно поместить в верхнюю часть груди. Отец Иоанн советовал не пытаться вызывать в душе умиление и позывы к слезам, и говорил, что правильное обращение к Богу приведет к сердечной теплоте и вышеназванным чувствам. На них следует остановится, переживать, пока чувства не закончатся, и не считать это ни прелестью, ни особым духовным достижением.
Преподобный Амвросий Оптинский – святой позапрошлого века – учил, что Иисусова молитва уместна одновременно почти с каждым делом, которым занимается богомолец. Отец Амвросий запрещал помещать точку внимания ниже сердца, потому что это чревато возбуждением плотской похоти.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) всем желающим обращаться к Богу Иисусовой молитвой советовал избегать расслабленной жизни и прибегать к аскетизму. Владыка советовал учиться этой духовной практике постепенно, не мечтая сразу взлететь на духовные высоты. Начало подвига Иисусовой молитвы – утвержденность в истине, благоговение, внимание и покаяние.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894) советовал начинать обучение Иисусовой молитве с ее устного произношения. Святой писал своим духовным ученикам, что при этом нужно учиться с благодарностью терпеть скорби. Преподобный Анатолий учил, что молитвенник должен искренне окаивать себя как человека, недостойного произносить святейшее имя Сына Божьего. Прекращается же привычка к молитве от пустословия, осуждения и гордости.
Преподобный Григорий Синаит, живший в XIV веке, запрещал молитвенникам быть внимательными к помыслам – даже благовидным, простым и добрым. Христа Спасителя призывать нужно часто и терпеливо. Тогда Он истребит все помыслы, мешающие молитве.
Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963) утверждал, что Иисусова молитва бессмысленна без ее сочетания с покаянием, сердечным сокрушением о недостоинстве и греховности молитвенника, и осознании им собственного несовершенства в исполнении заповедей Христовых.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2