Как нетипичный фильм о войне покорил Канны, но не был призван на Родине долгое время
12 октября 1957 года впервые на экранах показали фильм «Летят журавли». Позже на Каннском кинофестивале после его финальных кадров воцарилась тишина, а затем зал взорвался овациями, не стихавшими двадцать минут. Золотая пальмовая ветвь уехала в Москву — впервые и навсегда для советского и российского кино. Путь картины к славе оказался столь же драматичным, как и история её героев.
Сценарий Виктор Розов написал по своей пьесе «Вечно живые», которую считали излишне «пессимистичной» и «негероической». Чиновники Госкино ждали от фильма о войне парадного марша. Вместо этого Михаил Калатозов показал личную трагедию, страх, предательство и душевную пустоту в тылу. Главная героиня Вероника в исполнении Татьяны Самойловой не была героиней-труженицей — она стала жертвой обстоятельств, изменив любимому, ушедшему на фронт.
Оператор Сергей Урусевский снял картину с нехарактерной для советского кино динамикой. Съёмки с рук, сложные пролёты камеры, резкая смена планов — практически в каждой сцене использовались новаторские приёмы. Например, для эпизода гибели Бориса оператор впервые разработал и применил съёмку на круговых рельсах, что позже стало классикой операторского искусства.
После премьеры фильм столкнулся с волной критики. Никита Хрущёв называл главную героиню «девушкой лёгкого поведения». Даже после победы в Каннах советские критики встречали картину в штыки, обвиняя в «упадничестве» и искажении образа советского человека. Парадокс: пока весь мир аплодировал шедевру, на родине его разбирали за «неправильную» правду о войне.
Несмотря на всё, фильм открыл путь целому направлению в советском кино, где эмоции и образы оказались важнее идеологических лозунгов. Он доказал, что кино из СССР может быть не только пропагандой, но и искусством, понятным всему миру.
«Летят журавли» совершили революцию на международной арене, показав Западу живое, эмоциональное кино. Картина повлияла на режиссёров по всему миру, продемонстрировав новые возможности операторской работы и монтажа. Она остаётся эталоном кинематографа, который и сегодня заставляет зрителя замереть у экрана, услышав в небе крик улетающих журавлей.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев