Новому времени требуется научные разработки, формирующие более эффективные и экологичные производства.Новому времени требуется новый уровень культуры социально-экономических отношений на основе коллективной стратегии, формирующей многоуровневую систему самоуправления, включающего систему общественного самоуправления.Понятия и терминология
Причина – это определяющие направленность развития силы природы. Силы природы возникают как результат действия всеобщих законов бытия. Целенаправленное действие детерминируется универсальным алгоритмом всеобщих законов бытия. Причинность – это действие причины по оси целенаправленного развития (причинн-ость), основанного на универсальном алгоритме проявления всеобщих законов природы бытия. Действие всеобщих законов природы носит системный характер, т.к. носит поэтапный характер формирования систем жизни.
Таким образом Причинность – это универсальный алгоритм целенаправленного действия всеобщих законов природы, поэтапно формирующих жизнь в виде ступеней развития, что рождает разноуровневые системы жизни и их системность развития как процесс взаимообмена, взаимодействия и выхода на качественно новый уровень причинно-системной организации жизни.
Причинность – это подобие причинно-системного подхода, но с акцентом на причине явления, при использовании термина причинно-системный подход акцент ставится на системном процессе разворачивании причинности в мире следствий.
Введение в мир Причинности в виде универсалий междисциплинарного синтеза наук и мировой культурыЧеловек извечно стремился постичь первопричину бытия, познать смысл жизни, а также свое место в этом едином процессе развития. О сути миропостроения повествовали все древние мистерии, но неокрепшие умы не были способны расшифровать эти знания, которые были переданы в притчах, знаках и символах.Однако эти таинственные знания всегда имели ключ – универсальный знаковый код в виде геометрической и математической систем. Знаковый универсализм был зашифрован во всем наследии прошлого: в играх (шахматы, карты и пр.), в алфавите, в орнаменте украшений и в других явлениях мировой культуры. Таким путем знаковый универсализм постепенно подготавливал сознания людей к вхождению в них нового миропонимания. Поэтому испокон веков великие мыслители стремились постичь первопричины возникновения мифов, сказаний и культов народов мира, чтобы в них обнаружить единую и универсальную систему знаний о миропостроении и вывести из них единую науку о Бытии.В чём отличие Универсологии от других наук?Основной причиной возникновения различных разделов наук в истории человечества являлась насущная необходимость обоснования возникающих явлений окружающего мира и прогнозирования наиболее эффективных путей развития и общества, и человека. И хотя процесс познания сущности мироустройства активно осуществляется и в настоящее время, однако происходит это, как правило, только на эмпирическом уровне эксперимента (“на ощупь”). Всеобщие (универсальные) законы мироустройства и развития жизни так и остаются нераскрытыми, тем самым, остаются непознанными и причины явлений, а также система устройства мироздания.Поэтому, до той поры пока не были раскрыты универсальные причинно-системные основы бытия и механизм действия универсальных законов, наука не имела возможности точно прогнозировать и моделировать процессы развития, а лишь с определенной вероятностью. Мир причин так и оставался неизведанным, равно как и ответы на вопросы: что есть жизнь, в чем ее смысл и цель и как жизнь строит всё свое многообразие при столь глубокой взаимообусловленности ее частей.А значит, Универсология притягивала внимание во все века тех, кто стремился: 1) раскрыть универсальные законы формирования, развития и взаимообусловленности многоуровневых систем жизни и причинные связи микро- и макромиров; 2) описать механизмы действия универсальных законов посредством универсальных моделей, обеспечивающих эффективное управление и межсистемное прогнозирование перспектив развития систем. И только на рубеже эпох был описан методологический причинно-системный аппарат Универсологии, основанный на синтезе мировой культуры и современной науки, который позволил разрешить существующие противоречия в миропонимании, раскрыв человеку осознание его места и роли в процессе жизни Вселенной.Истоки причинности в Универсологии. Понятие об универсалиях бытияУниверсалии (от лат. universalis - общий) – это термин средневековой философии, обозначающий общие понятия, идеи, замысел, цель. В философии периода 10–14 вв. доминировали 2 основные проблемы универсалий: поставленная Платоном – о реальном существовании общего (единого) «до и помимо» единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем, – об общем (едином) как основе доказательства. Поэтому в споре об универсалиях в вопросе об их реальном, объективном существовании были определены 2 основные направления: 1) реализм и 2) номинализм, концептуализм.1) Реализм предполагал, что универсалии существуют: а) реально и независимо от сознания как их вечные идеальные прообразы (платонизм); б) «в вещах» (аристотелизм);2) «После вещей» в человеческом мышлении: а) номинализм, видевший в универсалиях общее имя; б) концептуализм, истолковывавший универсалии как обобщение, основанное на сходстве предметов.C другой стороны, слово «Универсология» происходит от английского слова «univers» – вселенная. А «universology», таким образом, это – учение о строении вселенной. Однако широко вошедшее в техническое применение понятие «универсальность», определяющее повторение параметров систем, которые позволяют взаимодействовать данным системам (например, штепсель и розетка), а также понятие «фрактальность», введенное И.Гете и характеризующее повторение закономерностей структуры организации систем, придало понятию «Универсология» более широкий синтетический смысл.Универсология стала характеризовать строение бытия на основе единых закономерностей развития. Причем эти универсалии обусловили структурное повторение организации элементов в пространстве систем жизни и поэтапность формирования систем во времени развития микро- и макромира.В то же время, Универсология также вобрала в себя понятие относительной одновременности, введенное К.Геделем, и выводы теории относительности А.Эйнштейна. Это позволило установить тот факт, что развитие в разных уголках беспредельной вселенной происходит одновременно, но является относительным, т.к. универсальность воспринимается относительно конкретного субъекта – т.е. зависит от уровня развития (сознания) наблюдателя. При этом согласно теорем К.Геделя большая система определяет параметры развития меньшей и детерминирует её причинно-системный процесс разворачивания.Следовательно, Универсология становится универсальным языком, основой которого служит теория универсальных закономерностей систем жизни и теория относительности сознания. Универсология поясняют односторонний подход каждой из спорящих сторон (платонизм, аристотелизм, номинализм, концептуализм) и дают возможность синтезировать их в едином и относительно одновременном процессе развития в микро- и макрокосмоса.Таким образом, универсальная схема развития проявляется относительно одновременно и в макромире как идеальные образы или «образ Господа Бога» (Платон), и как «подобие Бога», проявленное во всех явлениях мира, т.е. «в вещах» (Аристотель), в т.ч. и в сознании, и в словах как образ мысли и действий (номинализм, концептуализм). И в то же время, Универсологию нельзя отождествлять с каким-либо отдельно взятым подходом философии (платонизм, аристотелизм, номинализм, концептуализм, схоластика, холизм, редукционизм, эклектика и др.), поскольку Универсология проявлена как:1) Синтез различных мифов и традиций мировой культуры с современной наукой. Поэтому Универсология не противоречит ни одному из прежних учений о развитии, а поясняет их (учений) суть как определенных закономерных этапов в истории развития процесса миропонимания человечеством;2) Разработка качественно нового теоретического и практического научного аппарата, актуального для широкого применения на разных уровнях жизни: …-человек–коллектив–общество–человечество–планета–Солнечная система–галактика–Вселенная.Теоретический фундамент причинно-системного подхода в УниверсологииУниверсология позволяет: 1) раскрыть универсальные (всеобщие) закономерности строения и развития систем жизни, их взаимообусловленность в многоуровневых иерархических цепях как причинно-следственные связи микро- и макромиров; 2) описать механизмы действия законов бытия посредством универсальных моделей, обеспечивающих наиболее эффективное управление и межсистемное прогнозирование перспектив развития систем.Человечество, как и человек, является продуктом системы многоуровневых отношений. И поскольку развитие любой системы происходит в соответствии с универсальными закономерностями, то человечество аналогично формирует уровни отношений как структуру, обеспечивающую наиболее эффективное развитие.1. Структура системы жизни (например, общества) – это причинно-следственные отношения, которые человек формирует в окружающем его мире. При этом возникает тройственность: 1) управляющая сфера причин; 2) переходный процесс от сферы причин к сфере следствий; 3) управляемая сфера следствий.
Рис. 1. Формирование универсальных моделей: 1. Модель системы 7-ми уровней причинно-следственных отношений на основе 1) триады: причина (закон)-взаимосвязь-следствие (форма, результат), 2) преемственность, повторение; 2. Модель поэтапного целеориентированного развития системных процессов на основе а) сохранения: структуры пространства и динамики во времени, б) цикличности инволюция–эволюция (анализ–синтез, теория–практика, дифференциация–интеграция, отражение–преображение,…), в) альтернативности.При этом каждый из 7-ми уровней пространства жизни любой системы имеет вполне конкретное универсальное для всех систем (от атома до вселенной) строение и характеристику.Тогда при согласовании целей между сферой управления и управляемыми подсистемами (людьми, предприятиями, регионами и др.) возникает явление самоуправления, а значит, устойчивое и бесконфликтное развитие.Следовательно, универсальное управление – это алгоритм наиболее эффективного, бесконфликтного и устойчивого развития человека, семьи, коллектива, предприятия, общества, основанное на универсальных (данных природой) закономерностях жизни бытия.2. Этапы формирования структуры системы (человека, коллектива, общества, планеты и т.д.) во времени – это 2 фазы: 1. Инволюция – познание, адаптация, индивидуализация; 2. Эволюция – интеграция, управление, преображение.Таким образом, возникает цикл поэтапного формирования системных (общественных) отношений в пространстве и во времени – как 12 детерминант системы. Поэтому в своем цикле развития система жизни (например, человек) в 1-ю фазу познает универсальные закономерности окружающего мира как сущность каждого из 7-ми уровней системных отношений. А во 2-ю фазу система преображает и интегрирует в новую более совершенную суть ту часть окружающего мира, которая была познана в 1-й фазе цикла.Рис. 2. 1) Формирование универсальной модели №2: 1) Модель поэтапного формирования 7-ми уровней пространства жизни систем по 12-ти этапам – 12-ти детерминантам системы; 2) Разгадка тайны великого Леонардо Де Винчи – это универсальные закономерности систем, проявленные в строении человека; 3) Разгадка методики диагностики Гиппократа как поэтапное формирование жизни человека в течение 7-летних периодов: личности до 28 лет по четырем семилетним периодам, группового сознания – до 56, общественного сознания – до 84 лет.А следовательно, человек, развиваясь циклически, накапливает опыт соответствующего качества развития в 7-летних периодах жизни на основе выводов Гиппократа о 7-летних циклах развития при формировании сознания человека (в 3-х кругах жизни по 28 лет: до 28, до 56, до 84 лет) по 7-ми уровням социосистемных отношений:1-й уровень. Подбор элементов для формирования структуры пространства жизни человека;2-й. Взаимоотношения элементов в пространстве жизни человека, а значит, формирование эмоционально-чувственного мира в отношениях, в т.ч. и межличностных;3-й. Формирование взаимодействия элементов жизни, а значит, и ментальной активности;4-й. Социальная адаптация, индивидуализация и признание личности и ее творчества;5-й. Постоянное коллективное сотворчество;6-й. Иерархия межколлективных взаимодействий как ценности достижений в обществе;7-й. Мировоззрение и перспективы развития личности посредством коллектива и общества.Полная же схема поэтапного формирования систем микро- и макрокосмоса происходит в течение 3-х кругов виток спирали развития. При этом яркой иллюстрацией поэтапного формирования системы микромира является таблица химических элементов Д.И.Менделеева.
Рис. 3. 3 круга (3 основные витка спирали) развития и повторения предшествующих построений по универсальной закономерности строения элементов систем: 12-8-4-1 – для сферы следствия (как сечение ствола дерева или канала проводника потока жизни). Полная же схема развития систем в 3-х кругах (витках спирали) 12-8-4-1 1-4-8-12 – для сфер причины и следствия, на примере таблицы Менделеева.
3. Самоуправление системы жизни.Для раскрытия сути самоуправления Универсология рассматривает тройственную взаимообусловленность развития системы жизни в пространстве и во времени. Это есть целевая ориентация развития посредством интеграции: подсистем в системе, систем в надсистеме и т.д. И на этой основе Универсология дает модель взаимообусловленности направлений общественного самоуправления.Рис. 4. 1) Тройственность взаимообусловленности развития и целевой ориентации: 1) подсистема – 2) система – 3) надсистема, что у Платона соответствует триаде: тело–душа–дух; 2) Формирование общественного самоуправления как 3-х направлений развития самоуправления в обществе: производственного, территориального, социального.Поэтому, Универсология – это междисциплинарная наука о причинно–системном строении мира и применении знаний универсальных закономерностей во всех научно-практических сферах деятельности, а также в практике каждодневной жизни людей и формирования у них системно-логического мышления.
Следовательно, теоретический фундамент универсологии это:1) Теория универсальных закономерностей, обосновывающая наибольшую эффективность развития и управления системами жизни на основе универсальных моделей;2) Теория относительности сознания и гносеология релятивизма, определяющая различные (относительные) способности познавать, объединять и управлять (одновременно развивающимися) разноуровневыми системами жизни;3) Причинно-системная теория развития личности и психосистемология, определяющие этапы расширения сознания как возрастающую способность человека (семьи, коллектива, общества) познавать, строить и наиболее эффективно управлять системными отношениями в своем жизненном пространстве. Таким образом, уровни сознания (человека, коллектива, общества) определяют возникновение адекватных способов производства (как социально-экономических укладов в обществе). При этом собственность возникает как, соответствующий уровню сознания, способ наиболее эффективного управления ресурсами жизненного пространства.Универсология, положив в основу своей методологии эти рассуждения, выделила 7 универсальных принципов структурообразования, на которых строятся 5 универсальных законов, каждый из которых основан на действии предшествующих законов и обусловливает действие последующих законов развития.5 универсальных принципов – целеориентированность; иерархичность (системность); единство; многообразие; взаимосвязанность.7 универсальных законов:1-й универсальный закон – полярность; из него вытекает –2-й – преемственность и повторение; из него вытекает –3-й – сохранение и причинность; из него вытекает –4-й – цикличность; из него вытекает –5-й – альтернативность как закон свободы выбора; из него вытекает –6-й – иерархичности; из него вытекает –7-й – целеориентированности.Так, на основе 7-ми всеобщих законов был описан универсальный алгоритм построения систем жизни и были построены универсальные модели и механизм их применения. Тем самым, было обусловлено возникновение причинно-системного мировоззрения и единой теории поля, описывающей последовательность возникновения и развития Вселенной.Таким образом, можно продемонстрировать научную и практическую новизну Универсологии.Научная новизна Универсологии1. На основе синтеза и систематизации направлений философии, религий, мифологии древности и в целом, мировой культуры и отраслей науки сформирован теоретический аппарат Универсологии как междисциплинарной науки о причинно–системном строении мира и применении знаний универсальных закономерностей во всех сферах деятельности, а также для организации каждодневной жизни людей с целью формирования системно-логического мышления и чувственно-логического мировосприятия.2. Универсология позволяет моделировать алгоритм универсального и целеориентированного управления наиболее эффективным развитием систем жизни в направлении согласования сфер их проявления для преодоления кризисов и конфликтов. При этом достигается оптимизация и универсализация взаимодействия, особенно в деятельности людей.3. Построены универсальные модели систем жизни.
Рис. 5. а) Модель №1 согласованности и взаимообусловленность целей это есть условие целеориентированного развития; б) Модель №2 – 12 этапов формирования системы в ее взаимообусловленности подсистемы системы надсистемы; в) Модель №3 – модель ранней диагностики и прогнозирования состояния систем. И на основе 3 основных универсальных моделей строится синтезирующая модель №4 модель универсального управления.
4. В Универсологии выделены закономерности построения, по которым и происходит построение систем жизни в пространстве и во времени, а также целеориентированность в виде тройственной взаимообусловленности: подсистемы-системы-надсистема.Согласно большой энциклопедии Кирилла и Мефодия: система (от греч. sysntema — целое, составленное из частей; соединение) – это множество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В Универсологии же структура и взаимосвязи элементов описаны как имеющие универсальные закономерности строения и развития, что отражено в универсальных моделях в виде геометрической системы.5. В Универсологии обосновано, что в основе зарождения, развития и преображения систем взяты универсальные закономерности структуры пространства, поэтапно развивающегося во времени, закономерности, которые образуют, так называемый, первокирпичик бытия, лежащий в основе любой системы микро- и макромиров. И этот первокирпичик, вобравший в себя понятие системообразующего фактора, фрактальности, универсальной клеточки систем и детерминанты, геометрически отражает первооснову строения мира, из которой, как из «образа и подобия Бога», состоит всё многообразие взаимосвязей систем бытия.Практическая новизна причинно-системного подхода в Универсологии1. Сформирована концепция сбалансированного развития человека, природы и цивилизации;2. Обоснованы тенденции развития общественно-экономических формаций, формирования укладов жизни, построены модели согласования интересов гос.власти и потребностей людей;3. Построена универсальная модель Гражданского Общества, включающая:- Систему общественного самоуправления (далее – СиОС), охватывающую весь спектр многоуровневых отношений в обществе: 1) территориальное самоуправление; 2) производственное; 3) социальное, в т.ч. образовательное, оздоровительное, культурное;- Обоснование новой роли человека – творца красоты отношений посредством коллективного сотрудничества, устраняющего разобщенность и рождающего нравственность и чистоту отношений;- Модель эволюции производственных отношений в направлении изменения статуса работника на производстве – от наемного до владельца и совладельца, способного обеспечить самофинансирование и самоуправляемость той деятельности, в которую он включен на основе коллективной стратегии;4. Созданы новые эффективные технологии, представляющие собой синтез: мировой культуры и достижений науки, западного мышления и восточного причинного мировоззрения, способствующие тем самым примирению религий посредством согласования различных мировоззрений в универсальной картине мира;5. Построена многоуровневая универсальная система управления в государстве и в межгосударственных отношениях;6. Созданы условия для формирования у человека причинно-системного эволюционного мировоззрения, системно-логического мышления и идеологии коллективного сотворчества как основы переходной формации к новому социально-экономическому укладу жизни;7. Созданы системы: 1) непрерывного образования в течение всей жизни человека и 2) здорового образа жизни на основе универсалий формирования жизни, коллективной стратегии и системы общественного самоуправления, которые внедрены в МНШУ.8. Как практическая площадка и иллюстрация исторической актуальности идеи Универсологии в 1994г. началось широкое внедрение проекта «Международная Научная Школа Универсологии» в виде создания многочисленных научно-исследовательских организаций и коллективов в разных странах, построенных на основе коллективной стратегии в общественном самоуправлении. После проведенных научно-исследовательских работ по экспериментальному применению Универсологии МНШУ смогла, с одной стороны, создать теорию и методологию Универсологии как междисциплинарной науки, с другой стороны – продемонстрировать актуальность практического применения универсальных моделей в жизни общества, для удовлетворения каждодневных потребностей человека и их оптимизации, с третьей – выступила основой синтеза мировой культуры и современной науки.
Виталий Андреевич Поляков, основатель международной научной школы Универсологии, президент международного союза академий Универсологии, доктор Универсологии и Психосистеологии, почётный доктор Львовского университета Ставропигион
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
В 1931 году выходит теорема о неполноте, которая дала иерархическое описание надсистемного фактора в развитии любой системы жизни, что будет положена в основу системного анализа Берталанфи (1936) и общей теории систем. Именно К.Гедель, описывая и доказывая математически необходимость надсистемы для формирования цели развития любой системы жизни, обосновывает причинность в развитии. Причинность возникает у Эйнштейна в специальной теории относительности при искривлении распространения света в мощных гравитационных изменениях в излучениях звезд, где планеты и звезды являются причинной изменения пространственно- временных параметров распространения электромагнитных волн, как влияния большей системы на меньшую. Аналогично в законе циклов: количественные изменения в системе, приводящие к ее качественно новому состоянию определяет качественно-новое состояние и целеориентирование, как причинность количественных накоплений и интеграционного процесса в ее п...ЕщёМарина Колесник:
В 1931 году выходит теорема о неполноте, которая дала иерархическое описание надсистемного фактора в развитии любой системы жизни, что будет положена в основу системного анализа Берталанфи (1936) и общей теории систем. Именно К.Гедель, описывая и доказывая математически необходимость надсистемы для формирования цели развития любой системы жизни, обосновывает причинность в развитии. Причинность возникает у Эйнштейна в специальной теории относительности при искривлении распространения света в мощных гравитационных изменениях в излучениях звезд, где планеты и звезды являются причинной изменения пространственно- временных параметров распространения электромагнитных волн, как влияния большей системы на меньшую. Аналогично в законе циклов: количественные изменения в системе, приводящие к ее качественно новому состоянию определяет качественно-новое состояние и целеориентирование, как причинность количественных накоплений и интеграционного процесса в ее подсистемах (что развивает теорию о диссипативных процессах И.Пригожина). О причине размышляет Платон, как об организующем принципе жизни Души и состоянии материи.
https://new-age-spirit.my1.ru/index/statja_1/0-425