В основе неотчуждаемой автономии семьи находится та свобода воли, которой Творец почтил человека. Она составляет одно из свойств образа Божия в человеке. Господь не отнимает ее даже тогда, когда люди используют ее во зло. Если бы Он отнимал свободу воли, то в аду никого бы не было, ибо Бог всем хочет спасения.
– Что нового вносит закон в вопросе о неприкосновенности частной жизни семьи?
– Законопроект № 42197-6 о введении социального патроната устанавливает жесткий контроль над семьями, в которых имеются несовершеннолетние дети.
На деле он отменяет конституционное право на неприкосновенность частной жизни. В тексте законопроекта сказано, что органы опеки проводят регулярную проверку («обследование») «условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего».
В то время как по действующему в нашей стране законодательству, без разрешения проживающих в доме людей в него мог войти только следователь или дознаватель на основании решения суда. Статья 165 УПК РФ разрешает вышеуказанным лицам входить в чужое жилище лишь в «исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище… не терпит отлагательства».
То, что допускалось в исключительных криминальных ситуациях, по законопроекту о социальном патронате становится нормой.
– Каковы исторические традиции в вопросе о неприкосновенности жилища?
– С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от холода или зноя или же спрятаться от разбойников.
Дом предоставлял человеку возможность создать тот мир, который соответствовал его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам, предоставлял возможность реализовать данную Творцом свободу воли в ограниченном пространстве.
Известное выражение «чувствовать себя, как дома» указывает на свободу и нестесненность человека в своем доме. Построить дом означало не только положить основание и воздвигнуть стены, но и создать очаг, родить детей и воспитать их верующими и нравственно здоровыми людьми на собственном примере. Отсюда же идёт афоризм «мой дом – моя крепость» («my house is mу castle»), принадлежащий английскому правоведу Эдуарду Коку (1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища.
– Вернёмся к законопроекту. При каких условиях может быть установлен т.н. «социальный патронат»?
– В законопроекте написано, что он устанавливается органом опеки и попечительства, если в результате обследования будет установлено, что «родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав».
Легко увидеть, что приведенная формулировка дает возможность чиновникам и чиновницам с помощью столь широких и расплывчатых критериев признать любую семью неблагополучной. Следующим шагом может быть изъятие детей.
В законопроекте органам опеки предоставляется право принять акт о немедленном изъятии детей. Отбирать детей будет легче. По данным уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, в прошлом году было отобрано несколько десятков тысяч детей. Если ювенальная юстиция будет принята, то число трагедий резко возрастет.
Нет комментариев