Продолжение ....
До семи лет я был очень болезненным ребенком, с пяти до семи лет я перенес одиннадцать воспалений лёгких, и вместо того, чтобы идти со сверстниками в первый класс я был отправлен в санаторий в Крым, пошёл учиться в школу лишь со второго полугодия. Поскольку я много и часто болел а вся моя родня работала , как только у меня спадала температура я оказывался на Ленфильме, где большую часть времени проводил с дедушкой у него в кабинете, в цехах, в павильонах, я с огромным удовольствием лазил по декорациям к фильмам "Принц и нищий", "Синяя птица" , "Труффальдино из Бергамо", и многих других которые снимались на киностудии. Я регулярно выезжал с моей мамой на съёмочный площадки тех фильмов, где она трудилась. Наша квартира на Староневском была в пяти минутах ходьбы от Московского вокзала и очень часто артисты приезжавшие на один съёмочный день после окончания смены, бывали у нас дожидаясь своего поезда, а потом с мамой мы шли их провожать на Московский вокзал. Так в нашей квартире бывали, Даль, Высоцкий, Смоктуновский, Евстигнеев, Юрский и многие другие. На нашем пианино, Юлий Ким, исполнял песни, написанные для фильмов, где он работал вместе с моей мамой. Я прекрасно помню "Через глаз повязка через череп шрам..." Я не понимал, что у нас бывают кумиры страны, это были обыкновенный люди, не страдающие звёздной болезнью как многие современные артисты, которые, по сути, не годятся в подмётки артистам того времени. До 83 год все праздники наша семья собиралась у нас за большим столом, как правило это было не менее 20 человек ...
Из всех праздников мне наиболее всего запомнилось два — это день рождение дедушки в 1971 году, побыв со взрослыми за столом мы с сестрой Светой и братом Максимом ушли играть в маленькую комнату. Мы играли в собачки двое перекидывали большой мяч друг другу один пытался его перехватить, в какой-то момент я устал гоняться за мячом и когда мне удалось его перехватить решил отдышаться и присел на него, мой брат, который должен водить сильно возмутился этим фактом и выбил мяч из под меня, мяч полетел в одну сторону я в другую затылком на угол секретера. Крики сестры, кровь. Прибежали родители. Мне замотали голову наволочкой и вызвали скорую. Прошло минут пятнадцать скорой не было, я несколько раз терял сознание, наволочка пропиталась кровью, тогда моя мама взяла меня на руки и понеслась со мной в больницу Раухфуса. Этого я знаю только со слов родителей. Очнулся я на больничной койке с заштопанной головой. В больнице я провалялся две недели. Второй праздник, который мне врезался в память это новый год 1972. Как обычно побыв с взрослыми за одним столом мы ушли в маленькую комнату, но как в новый год без фейерверка ... Я знал, что у девушки в рабочем столе лежит ракетница, открыв ящик стола я достал ракетницу и сигналы к ней. Окна в квартире были заклеены оставалась только форточка, размером сантиметров тридцать на двадцать, разломив ракетницу и вставив сигнал в ствол я полез на подоконник. В форточку пролезла только голова и рука с ракетницей. После выстрела я оказался на полу, без ракетницы в руке. Мы с ней полетели в разные стороны, я на пол в квартиру она в сугроб на улицу. После прихода родственников на выстрел, я оказался в углу, а дедушка с сыновьями пошли извлекать ракетницу из сугроба. Минут через десять они вернулись домой. На следующий день дедушка отнёс ракетницу в милицию и сдал её от греха подальше.
На даче Ленфильма в Лисем Носу снималось не мало фильмов: "Плохой, хороший человек", "Капитан". В дни съёмок в гостях у нас бывали Ролан Быков, Высоцкий, Папанов, Даль. На самих дачах проживали, режиссеры, Виктор Соколов, Валерий Родченко, директора фильмов, актёры. Причём эти оба фильма снимали летом 1972 года, мы мальчишки следовали за съемочной группой по пятам и если часть фильма "Капитан" снимали прямо на дачах, то фильм "Плохой, хороший человек " снимали на заливе на лодочной станции, куда мы приезжали к началу съёмок на велосипедах и торчали там целый день. Нам детям, работников киностудии, было не понять, почему на съемочную площадку пытаются прорваться люди с фото актеров, и просят их расписаться. Мы не понимали тогда что у нас есть возможность вовремя перерыва в съемках спокойно общаться с кумирами страны. Дальше, когда я начал работать в кино мне давилось работать, с Евстигнеевым на фильме "Ермак", со Смоктуновским на "Гении", с Юрским на "Задок и счастье".
В 1976 году моего отца попросили покинуть СССР, последние дни перед его отъездом мы много гуляли пешком по городу. Оказавшись на улице Розенштейна, отец задумчиво сказал: «Твой прадед погиб в 1919 году не для того, чтобы те, кто сейчас у власти наживались за счёт народа». Отец не хотел покидать СССР, но власти выбора ему не оставили …
А с Владимиром Высоцким мне давилось выступать на одной сцене, было это так. Осенью 1976 года в Ленинград на гастроли приехал театр на Таганке, они давали несколько спектаклей на сцене ДК Первой пятилетки, давали тогда и спектакль "Добрый человек из Сезуана" в котором мне и давилось сыграть маленькую роль с великим актером. По приезду в Ленинград у них заболел мальчик, который в спектакле играл беспризорника, и мама меня забрав из школы отвезла к Любимову на репетицию. Высоцкий в прогоне участие не принимал он был на съемках на Ленфильме, и репетиция проводилось без него. Моя роль было совершенно без текста. Главный герой идет по улице видит в мусорном баке ковыряется беспризорник, он вынимает оборванца из бака, приводит к себе домой и даёт ему пирожок, беспризорник ест пирожок и слушает монолог. Скажу сразу пирожок, который мне дали есть было невозможно он был из папье-маше. Оказавшись первый раз на сцене вид со стороны был у меня то, что надо, испуганно ошалевший, и скажут честно если бы у беспризорника был текст я вряд ли бы справился с этой ролью. Видя, что пирожок у меня не грызётся Любимов отправил администратора в буфет. Получив два настоящих пирожка с капустой, на репетиции отыграл свою роль за что заслужил похвалу от Любимова, а администратор получил шуточные распоряжении: «До спектакля нашего молодого актера не кормить.» Вечером, когда на спектакль прибыл Высоцкий, Любимов посоветовал: «Володя если хочешь, чтобы сцена удалась купи в буфете два пирожка, а то молодой человек не умеет есть бутафорские». Выходя на сцену у меня, тряслись ноги, зрителей был полный зал, администратор дал мне пня, и я вылетел на сцену, быстро юркнул к мусорным бакам и не поднимая глаз стал в них копаться. Через некоторое время неведомая сила вытащила меня из мусорного бака, это были руки Высоцкого, я шёл за ним, не поднимая глаз в другой край сцены, где была декорация его квартиры. Получив два пирожка, я внимательно слушал его монолог, и чуть не прозевал момент, когда мне нужно было покинуть сцену. После спектакля моей маме Любимов вручил букет цветов, через день я должен был играть ещё раз в этом же спектакле, но судьба распорядилась иначе, на следующей день с острой формой аппендицита я оказался в больнице Раухфуса.
Выйдя из больницы, я снова болтался на студии и по съёмочным площадкам. Как в калейдоскопе мелькали фильмы, декорации, актёры, режиссеры. После отъезда отца моим воспитанием плотно занялся мой отчим Игорь Федорович Курицин мастер спорта по альпинизму и большой любитель скорости и мотоциклов. Это был человек, который покорил все семитысячники на Памире, он привил мне любовь к горам и скорости. Кроме этого, к этому моменту я уже занимался фехтованием, плаванием и стрельбой. В 80 году запустился в работу фильм Динары Асановой "Пацаны". Первый съемочный день был в конце учебного года. Была запланирована сцена огромной драки между разными районами. Эту сцену цензура СССР не пропустила, посчитав её жестокой. Летом передо мной стоял выбор поехать в лагерь с фильмом «Пацаны» в качестве групповки или такелажником на фильм «Два гудка в тумане». Побыв два дня под Приозерском в лагере, где снимали «Пацаны», я всё-таки выбрал второе. Прибыв на пароход Мамин Сибиряк, который на период съёмок переименовали в Анадырь, и загрузив всё что необходимо для киносъёмок мы уходили с речного вокзала что на Обуховской обороне, уходили на полтора месяца. С режиссером фильма Валерием Родченко на дачах Ленфильма мы жили в соседних блоках его сын Олег мой ровесник тоже пошёл на эту картину такелажником, его определили в помощь команде операторов, я же напросился в бригаду пиротехников так сказать поближе к оружию. Пиротехниками на фильме были Дубраво и Воронков. К оружию меня не допускали, моя задача была таскать ящики с дымовыми шашками из трюма на палубу, расставлять шашки в указанных местах и поджигать их по команде. Многие актёры, которые снимались в фильме мне были хорошо известны по предыдущем картинам это и Андрей Толубеев, Александр Суснин, Николай Федорцов, Любовь Виролайнен и другие. Раньше я был только наблюдателем процесса съёмок, то сейчас я был внутри производства, причём за полноценную зарплату, два рубля пятьдесят копеек за смену. По КЗОТу мой рабочий день не мог превышать четыре часа, но кто же за этим следил, я работал наравне со всей съемочной группой. Наш пароход ходил по Неве, Ладоге, Свири, Онеге. Дирекция устроила нам прекрасные выходные дни мы посетили Валаам. Перед заходом на Валаам Суснин проигрался в карты Федорцову. Играли не на деньги, а на то, что тот, кто проиграет одевается у костюмеров в бича и час на причале изображает пьяного. Это была середина июля, разгар туристического сезона несколько пароходов и огромное количество туристов. Полчаса Суснин валялся на причале, орал песни, туристы шарахались, а мы стояли на второй палубе и наблюдали за этим шоу. Капитанам кораблей пришло предупреждение о надвигающемся шторме, и они спешно отошли от причала. Суснин, часть съемочной группы и туристы с других пароходов осталась на берегу. Часа полтора наши корабли качались на волнах метрах в ста от причала. Когда всё стихло, корабли пришвартовались обратно чтобы забрать своих пассажиров. Суснин поднялся на палубу, ругаясь на Федорцова:"Лучше бы играли на деньги." 25 июля к нам пришла весть о смерти Высоцкого. В стране проходила олимпиада и все СМИ замолчали этот факт. Решением съемочной группы был объявлен день траура, съёмку отменили, уговорили капитана приспустить флаг на корме, весь день радиорубка крутила его песни, к обеду съемочная группа и часть команды собрались в кают-компании, вспоминали истории, связанные с Высоцким.
Всю экспедицию я внимательно запоминал как работают пиротехники, как ставят пулевые посадки на окна, на огнетушитель, как меняют содержимое огнетушителя на Пепси. Я был счастлив, когда мне позволяли разобрать и почистить оружие. К концу экспедиции мы израсходовали почти две тонны дымов, создавая туман. В начале августа, когда мы вернулись в Ленинград, я сходил на берег богатым человеком у меня в кармане лежало целых сто рублей, сбылась мечта идиота, я заработал себе деньги на мопед. Через пару дней я осуществил мечту, купил себе Ригу-11, а ещё за мой ударный труд дедушка купил две путевки в Белоруссию и отправил бабушку в отпуск и путешествие со мной. Посещение Минска было обыденностью, тем более что в нём я уже был раньше, а вот при посещении Хатыни я ощущал как у меня по спине бегают мурашки, такие же ощущения, а может даже сильнее были и при посещении Брестской крепости. На обратной дороге в Ленинград бабушка рассказывала, как они последним поездом выехали из Ленинграда в начале сентября 41 года, как вернулись обратно в октябре, и с каким трудом дедушке удалось ее выпроводить в январе 42 года по льду Ладожского озера, а в феврале в эвакуации в Вологде она родила второго сына.
Продолжение следует...
Александр Переверзев
8 января 2021 года .
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев