Длинные раскрытые свитки в руках всех трех участников сцены свидетельствуют об исполнении завета Бога – о поставлении Давида пастырем над народом Израиля и ниспослании ему царственного смирения в соответствии со стихом песни восхождения Давида: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1). Фигуры святых со свитками по сторонам от коронуемого Давида на Дмитриевском соборе также могут быть неотъемлемой частью сцены коронации, играть ту же роль, что и изображение ангела слева от Давида, свидетельствовать о вручении ему и его роду царского престола, обещанных Господом «благословений благости», «кротости».
Возможен и другой вариант интерпретации фигур святых со свитками. Справа от Давида (с точки зрения зрителя) на соборе изображен третий шествующий к царю ангел. Обернувшись к следующему за ним святому со свитком, ангел протягивает ему большой круглый предмет, похожий на сферу-зерцало или на круглый хлебец. Но архангелы с зерцалом всегда торжественно держат его прямо перед собой или слегка отстранив от себя, предстательствуя перед центральным персонажем сцены, например, перед Богоматерью, но при этом никогда никому зерцало не передают. Здесь же сам мотив передачи предмета святому убеждает, что перед нами не зерцало. Тогда остается признать, что на рельефе Дмитриевского собора изображен хлеб.
Эта деталь не встречается в каноничных композициях с изображением царя Давида. На наш взгляд, она также могла быть навеяна миниатюрами Толковых Псалтирей. Ангел, подающий хлеб праведникам, изображен в миниатюрах к 32 псалму в уже упоминавшихся Утрехтской (Мs. 32) и Парижской (Мn. lat. 8846) Псалтирях39. В миниатюре Киевской Псалтири 1397 г., восходящей к рукописи XI в., ангел также передает человеку круглый хлеб40. Миниатюра иллюстрирует стих 77 псалма о ниспослании Господом израильскому народу манны небесной: «хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек...» (Пс. 77:24, 25). Логично предположить, что подобная миниатюра могла послужить образцом для композиции Дмитриевского собора.
Евфимий Зигабен толковал «ангельский хлеб» 77 псалма как хлеб обыкновенный, данный для поддержания жизни народа Израиля, при этом автор отличает его от дающего вечную жизнь хлеба веры – от хлеба евхаристического . Однако смысл рельефа, на наш взгляд, более глубок. Дело в том, что здесь ангел передает хлеб не обычному человеку, как в миниатюре, а святому. Каков же в таком случае был замысел авторов программы резьбы Дмитриевского собора? Понять его, на наш взгляд, возможно, ответив на вопросы: что означал хлеб, подаваемый святому, и в каких случаях подобный хлеб изображался в руках ангела?
#ГВладимир #соборы #монастыри
Нет комментариев