Алекса́ндровский парк — парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится в городе Пушкине под Санкт-Петербургом, памятник архитектуры XVIII—XIX веков.
Площадь — около 200 га. Примыкает к Екатерининскому дворцу со стороны парадного входа, откуда можно попасть в парк по Большому китайскому мосту. С другой стороны пройти в парк можно через ворота, расположенные у Александровского дворца.
Александровский парк делится на так называемый Новый сад (регулярный парк — парк с геометрически правильной планировкой) и пейзажный сад.
Предыстория парка
---------------------------
В шведское время (1609—1702) на территории Александровского парка существовала усадьба шведского магната — Сарская мыза (— «возвышенное место»). Это была небольшая усадьба, состоявшая из деревянного дома, хозяйственных пристроек к нему и скромного сада, разделённого двумя перпендикулярными аллеями на четыре квадрата. Впервые это поселение упоминается в составе Никольского Ижорского погоста в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины 1501 года. На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет название «Сарица». Позднее, под влиянием русской народной этимологии, название трансформировалось в «Сарскую мызу», затем в «Саарское село», и, наконец, стало Царским Селом.
После изгнания шведов из этого района Пётр I подарил мызу А. Д. Меншикову, а позднее, 13 (24) июня 1710 года по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. В 1718—1724 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна здесь вырос небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками. С западной стороны от дворца находился Зверинец — отгороженый участок леса, в котором содержали кабанов, лосей и зайцев для царской охоты. В 1720-е годы на северной части Зверинца на реке Кузьминке была сделана плотина. Образовавшийся большой пруд, не имевший правильной геометрической формы, дал начало работам по созданию пейзажной части Александровского парка. В 1750-е годы Зверинец обнесли каменными стенами с бастионами по углам. В его центре на пересечении радиальных просек архитектор С.И. Чевакинский построил по своему проекту парковый павильон Монбижу (фр. Mon bijou — «моя драгоценность»). Павильон с богатейшей декорацией фассадов и обилием позолоченных деталей оправдывал своё название.
В первых десятилетиях XVIII века начались работы по прокладке каналов и созданию озёр, так как естественных рек и озёр в этой местности не было.
Первоначальные затруднения с водой в Царском Селе были так велики, что во время пребывания здесь императорского двора приходилось доставлять воду в чанах из Петербурга.
Большой пруд не имел никаких источников для питания водой, кроме дождевых и болотных вод. Проблема водоснабжения была решена лишь после того, как в 1749 году прорыли Виттоловский канал от ключей близ деревни Большое Виттолово.
Канал.Он был вырыт в 1748-1749 годах отключей деревни Большое Виттолово..
Ключи выходят на поверхность в местности, которая на 9,5 м выше уровня Большого пруда в Екатерининском парке. Обводнение повлекло за собой создание системы каналов в Александровском парке. Территорию ограничили глубоким и широким Крестовским каналом.
Императорская резиденция
В царствование Елизаветы Петровны Царское село стало императорской резиденцией. В 1740—1750-е годы скромный дворец Екатерины I перестраивается в роскошную летнюю резиденцию. С 1744 года по замыску архитектора А. В. Квасова старое петровское здание было переделано, надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями по бокам. Вскоре эту работу продолжил русский зодчий С. И. Чевакинский. Через несколько лет и новый дворец показался недостаточно парадным и было решено его вновь переделать. С 1751 года по 1756 год реконструкцию Екатерининского дворца вёл архитектор Ф. Б. Растрелли. Работы велись круглый год, реконструкция потребовала огромных средств. Растрелли поднял галереи до уровня корпусов и с исключительным богатством и пышностью отделал фасады. В основных чертах дворец и сейчас имеет облик, который был придан ему Растрелли. В 1755 году из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет.
В 1780-е годы в соответствии с пристрастием к модным китайским мотивам по проекту архитекторов Ч.Камерона и В.Неелова строится целая «китайская деревня». Здесь должны были появиться 18 домов, составляющих единый ансамбль в китайском стиле с пагодой в центре. В результате были построены Китайский театр (сгорел осенью 1941 года), мостики, Большой и Малый каприцы в китайском стиле.
В 1792 году архитектор Д. Кваренги приступил к постройке большого дворца , названного впоследствии Александровским. В 1810—1820-е годы Зверинец, утративший к этому времени своё охотничье предназначение, был превращён в обширный пейзажный парк. Это сопровождалось постройкой ряда сооружений, имевших утилитарное значение: небольшая царская ферма, где предполагалось содержать крупный рогатый скот лучших западноевропейских и российских пород; павильоны для лам и для слонов; здание Пенсионерских конюшен, для лошадей «состоящих на пенсионе». Иной характер носили три крупных сооружения пейзажной части парка: Монбижу, перестроенный для размещения в нём коллекции оружия и воинских доспехов и названный Арсеналом; Шапель — искусственная руина готического характера — и Белая башня. При въезде в Александровский парк со стороны Красносельского шоссе в 1823—1824 годах архитектор А.А. Менелас возвёл два симметричных каменных павильона с чугунными воротами между ними
Советский период
В 1918 году дворцово-парковый комплекс национализирован и музеефицирован. 9 июня 1918 года Екатерининский дворец принял первых посетителей. В течение 1919 года музеи Детского Села посетили 64 тысячи человек, а только за летний сезон 1920 года — уже более 56 тысяч
18 сентября 1941 года город Пушкин был оккупирован германскими войсками, уничтожившими и повредившими многие сооружения ансамбля, похитившими некоторые произведения искусства (в том числе убранство Янтарной комнаты Большого дворца). Здание Александровского дворца было превращено в казарму, а его подвал — в тюрьму для советских воинов. Пушкин был освобождён войсками под командованием генерала И. В. Хазова 24 января 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской операции. После освобождения Екатерининский дворец представлял из себя руины. Пострадали не только дворцы, но и большинство парковых павильонов, памятники, мосты, и ограды.
Ещё в годы войны началось восстановление комплекса. В 1946 году Александровский парк был открыт для посетителей. В первую очередь был отреставрирован менее пострадавший Александровский дворец. В 1957 году начались предпроектные работы по реставрации Екатериниского дворца. В 1959 году открыты для обозрения первые шесть восстановленных залов дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.
В январе 1983 года дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник "Царское Село"
Новый сад был разбит в 1740 году. Сразу за Большим китайским мостом идёт прямая широкая липовая аллея, которая является основной осью Нового сада. Пересечение этой аллеи с широкой просекой образует четыре квадрата со сторонами около 200 м и является основой планировки этой части парка. С четырёх сторон сад окружен Крестовым каналом, прорытым в 1748—1749 годах.
Создавался Новый сад под руководством садовых мастеров К. Шрейдера и М.А. Кондакова, вероятно по проекту архитектора Н. Жирара. Со временем планировка сада несколько изменилась: в квадрате справа от Китайского моста во второй половине XVIII века были созданы живописные пруды с полуостровками. В квадрате слева расположена куртина «Грибок». Центром третьего квадрата является насыпная гора «Парнас», а композиционным ядром четвёртого — Китайский театр.
К концу 1750-х годов интерес к регулярным садам постепенно утрачивался, и замысел Нового парка так и не был осуществлён в полном объёме.
Большой китайский мост
----------------------------------
Построен в 1785 году по проекту архитектора Ч. Камерона. Расположен со стороны центральных ворот в Александровский сад со стороны парадного плаца Екатерининского дворца. Мост выполнен из розового гранита, парапет оформлен в виде больших каменных ваз со свисающими переплетёнными ветвями красных кораллов (выкованных из железа). Изначально, Большой китайский мост был украшен каменными (известняковыми) фигурами четырёх китайцев, сидящих на постаментах. Во второй половине XIX века окончательно обветшавшие фигуры были заменены на раскрашенные цинковые. Работы проводились под наблюдением придворного архитектора Ипполита Монигетти. Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и были восстановлены лишь в 2010 году
Куртина в парковой архитектуре — крупная группа из нескольких десятков деревьев и кустарников одной породы. Куртина «Грибок» получила своё название от стоявшей здесь с конца XVIII века беседки с крышей в форме гриба. Беседка была разобрана в начале XIX века, а планировка куртины в целом сохранилась: в центре, на небольшом возвышении, находится круглая площадка, от которой лучами расходятся восемь аллей.
Китайская деревня построена в 1780-х годах архитекторами Ч. Камероном и И. В. Нееловым (замысел и первоначальный проект ансамбля, по мнению многих исследователей, принадлежит А. Ринальди).
Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки её проекта. Из 18 запланированных одноэтажных домиков удалось построить только 10. Центром композиции стало здание «обсерватории». Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780 году Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Со смертью императрицы Екатерины II строительство Китайской деревни было прекращено.
В 1817—1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: их соединили попарно и перепланировали внутри, приспособив под жилье. В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. В Китайской деревне довольно часто жил русский историк Николай Михайлович Карамзин, именно здесь работавший над «Историей государства российского».
В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты (28 элитных квартир) для иностранных специалистов датской компании «ТК Девелопмент Пушкин»
Белая башня — павильон навеянный образом средневекового рыцарского замка. Высота башни 37,8 метра, она окружена неглубоким рвом. Башня построена 1821—1827 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа для сыновей императора Николая I — великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина. Дети императора занимались там военными и гимнастическими упражнениями, а на верхнем этаже Башни находилась мастерская придворного живописца, который давал им уроки рисования и живописи.
Внутри Белой башни одна над другой располагались комнаты: на первом этаже — столовая и буфетная, на втором — камердинерские комнаты, в третьем — гостиная, в четвёртом — кабинет и спальня, на пятом — гардеробная и библиотека. Завершался павильон открытой площадкой, с которой открывался прекрасный вид на окрестности.
Интерьеры Башни создавались многими известными петербургскими мастерами: росписи исполнили Д. Б. Скотти и В. Брандуков, мебель изготовили придворные поставщики братья Гамбс.
Фасады башни украшают чугунные скульптуры рыцарей и русских витязей работы скульптора Демут-Малиновского. Четыре чугунных льва на террасе отлиты по модели К. Ландини на Александровском заводе.
В годы Великой Отечественной войны Белая башня подверглась почти полному разрушению: сохранилась лишь нижняя часть здания. Восстановление памятника началось в 1990-х годах и закончилось только в 2012 г. Историческая планировка помещений и внутреннее убранство полностью не воссоздавалось. В настоящее время Белая башня открыта для посетителей и используется как детский музейный центр.
Шапель
Павильон «Шапель» (от фр. chapelle — капелла) появился на окраине Александровского парка в 1828 году. Выглядел он как готическая часовня, разрушенная временем. Проект сооружения принадлежит архитектору Адаму Адамовичу Менеласу. Шапель представляла собой две квадратные башни, одна из которых полностью «обвалилась», соединённые широкой аркой. В окнах Шапели были установлены цветные стёкла, что ещё больше подчёркивало готический стиль.
Скульптуры в павильоне, также как и скульптуры Белой башни, исполнены скульптором Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), создал по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны немецкий скульптор Иоганн-Генрих фон Даннекер.
В годы войны павильон сильно пострадал. В настоящее время находится на консервации.
Строительство павильона «Арсенал» завершилось в 1834 году. Интерьеры Арсенала были великолепны: стрельчатые окна с подлинными средневековыми витражами, изящные легкие витые колонны, росписи. Центральное место занимал восьмиугольный «Зал рыцарей», расположенный на втором этаже, в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей императору Николаю I.
В каждой комнате были выставлены отдельные группы вещей, объединённые какой-либо темой. В прихожей стояли, создавая иллюзию караула, манекены в доспехах. В Албанской комнате были представлены ценнейшие предметы из императорского собрания японского, китайского, персидского и турецкого оружия. В кабинете можно было видеть великолепные испанские, итальянские и немецкие шпаги. В библиотеке размещалось огнестрельное оружие.
В 1883 году император Александр III это уникальное собрание передал в Императорский Эрмитаж, где оно сейчас частично экспонируется в Рыцарском зале.
Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям. В настоящее время существует проект возрождения памятника, после реставрации в Арсенале планируется разместить сохранившуюся часть коллекции оружия императора Николая I в рамках совместной с Государственным Эрмитажем экспозиции.
В 2012 году была начата реставрация Арсенала (http://tvkultura.ru/article/show/article_id/68624) и по данным на октябрь 2013 здание полностью закрыто строительными лесами.
Другие названия: Слоновые ворота, Белые караулки, Каменные караулки. Построены 1823—1824 годах в неоготическом стиле по проекту архитектора А. Менеласа. Своё второе название ворота получили из-за находившегося поблизости в парке «Павильона для слонов», построенного в 1828 году тем же архитектором. Ворота состоят из двух симметрично расположенных кирпичных караулок, облицованных пудостским известняком и увенчанных зубцами того же материала. Постройки украшают стрельчатые окна в эркерах. В антресольный этаж свет проникал через круглые окошки, а стены внутри были оштукатурены, оконные и дверные заполнения — выполнены из дуба, имелись печи, наверх вели деревянные лестницы. Чугунные ворота, соединявшие два этих небольших здания и украшенные орнаментом в виде стрельчатых арочек, состояли из четырех пилонов. Пилоны были увенчаны шарами, имели высокую створную часть в центре и калитки в боковых пролетах. В 1846 г. металлическая часть Слоновых ворот была перенесена на Старо-Красносельскую дорогу, в том месте, где она выходила из Баболовского парка. На новом месте ворота получили новое имя — Старо-Красносельские. Лишённые металлической части, сооружение стали называть — просто Белыми или Кирпичными караулками.
В период с декабря 2005 г. по 26 мая 2008 г., польскими специалистами из Мастерских по реставрации памятников старины «PKZ», выполнена реставрация сооружения: из Баболовского парка возвращены на место чугунные ворота, восстановлен внешний вид павильонов, печное отопление, проведены необходимые инженерные сети.
Караулкам возвращено их историческое предназначение: в комфортных условиях проживания здесь разместились лесники и парковые рабочие.
Недалеко от Александровского дворца, на островке, расположенном в центре пруда, находится
Детский домик
====================
небольшой павильон, голубого цвета, построенный в 1830 году для игр детей императора Николая I. В домике была гостиная и четыре небольшие комнаты, отделанные довольно просто. До Великой Отечественной войны в них сохранялась детская мебель: в комнате великого князя Александра Николаевича обтянутая кожей, а в комнатах его сестер Марии, Ольги и Александры — кретоном.
Во второй половине XIX века на острове были захоронены несколько любимых императорских собачек, места захоронения отмечались небольшими надгробиями.
Попадали на остров на небольшом пароме, а позже на вёсельной лодке.
В настоящее время Детский домик находится на консервации.
Пенсионерная конюшня и кладбище лошадей
===================================
В январе 1826 года император Николай I повелел перевести восемь верховых лошадей «…собственного седла императора Александра Павловича», доживавших свой век «на пенсионе» в конюшнях Санкт-Петербурга, в Царское Село, где им было выстроено особое здание, названное Пенсионерной конюшней. Двухэтажный павильон с круглой лестничной башней-бельведером, двумя трехгранными эркерами и одноэтажной пристройкой возведен из кирпича в стилистике английской готики. В верхнем этаже располагались квартиры смотрителя и конюхов.
Недалеко от южного фасада здания расположено кладбище лошадей «собственного императорского седла». Ряды каменных плит с высеченными на них надписями указывают места погребения любимых коней русских императоров от Александра I до Николая II. Первые захоронения появились здесь в 1830-х годах, последние были сделаны незадолго до революции 1917 года.
#СПитер#ЦарскоеСело
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 5