Впервые Владислав Третьяк сыграл за команду мастеров ЦСКА в 16 лет. Через год, в 17-ть, завоевал золотую медаль чемпионата мира в Стокгольме. К тому времени он стал основным вратарем ЦСКА, а в сборной на первые роли вышел по ходу первенства планеты-1971 в Швейцарии. В решающем матче со шведами тренеры Аркадий Чернышев и Анатолий Тарасов неожиданно доверили пост номер один не опытному и титулованному Виктору Коноваленко, а 18-летнему Третьяку. Он не подвел, сборная СССР победила 6:3 и сохранила титул.
На свою первую Олимпиаду, в Саппоро-1972, Третьяк отправился железобетонным первым номером, уже без своего учителя «батяни» Коноваленко и вернулся из Японии с золотой медалью.
Однако настоящее признание к нему пришло в Суперсерии-1972, в которой он защищал ворота сборной СССР все восемь матчей, с первой до последней секунды. В 20 мальчишеских лет! Канадцы назвали нашего вратаря звездой первой величины. За океаном популярность нашего вратаря зашкаливала.
Целых 15 сезонов Третьяк в ЦСКА и сборной не знал замен и завершил карьеру в неполных 32 года. В этом возрасте у иных вратарей – например, Доминика Гашека, наступал период расцвета. Кстати, именно Третьяк, работая в «Чикаго» тренером голкиперов, убедил Доминатора не уезжать из НХЛ, когда у того дела за океаном не спорились .
Даже недоброжелатели, отмечая неидеальную технику Третьяка, восхищались его умением настраиваться на самые важные матчи, непробиваемостью в решающие минуты игр. Он не расклеивался после легко пропущенных шайб, наоборот обладал способностью концентрироваться-мобилизоваться. Его особенно ценили товарищи по хоккейному оружию, знающие, что почем во вратарской кухне.
Вот почему многие игроки сборной СССР до сих не знают ответы на вопросы, почему ее главный тренер Виктор Тихонов поставил на решающий матч Кубка Вызова-1979 Владимира Мышкина и посадил Третьяка в запас на последней секунде первого периода во встрече с американцами на Олимпиаде-1980. Последнее тренерское решение сильно обидело вратаря-чемпиона, он даже подумывал о завершении карьеры. Но остался и доказал, что по праву считается сильнейшим вратарем XX века. Да что вратарем, ИИХФ назвала Третьяка лучшим хоккеистом прошлого столетия.
Кубок Канады-1981 он провел безупречно. А в разгроме хозяев в финале 8:1 – заслуги нашего вратаря не меньше половины самого громкого турнирного успеха сборной СССР. Ведь почти полтора периода родоначальники хоккея безуспешно осаждали наши ворота. Тем не менее титул самого ценного игрока турнира с участием всех лучших хоккеистов мира Третьяк не считает Эверестом своей карьеры. Ему дороже признание ИИХФ лучшим хоккеистом XX века. К слову, ИИХФ включила Третьяка в сборную столетия вместе с защитниками Вячеславом Фетисовым и шведом Берье Салмингом, нападающими Валерием Харламовым, канадцем Уэйном Гретцки, Сергеем Макаровым.
На Олимпиаде-1984 в Сараево Третьяк взял реванш за осечку в Лейк-Плэсиде, пропустив в шести матчах всего четыре шайбы. Сохранив ворота на замке в играх с канадцами и чехословаками. Тот сезон стал финальным аккордом его блистательной карьеры.
Как только десятикратный чемпион мира и трехкратный олимпионик объявил об уходе из хоккея, ЦСКА и сборная столкнулась с вратарской проблемой, о которой не знала долгие годы.
Однако оставаться без любимой игры Третьяк не мог. На двух больших Олимпиадах – в Нагано-1998 (серебро) и Солт-Лейк-Сити-2002 (бронза) – он плодотворно работал с вратарями российской сборной. Михаил Шталенков и особенно Николай Хабибулин отыграли вдохновенно и уверенно.
Комментарии 1