[12] Это время расцвета хип-хопа как музыкального направления и появления новых жанров внутри него. В творчестве артистов прослеживаются темы афроцентризма, политической активности, музыка преимущественно создаётся с помощью семплирования уже существующих записей, отличается некой эклектичностью звучания.[13]
Время «золотой эры хип-хопа» отмечается новшествами в этом музыкальном жанре. Помимо возникновения новых жанров можно отметить и другую черту этого периода, связанную с первой — в основе всех возникших направлений лежит электронное семплирование. Теперь музыканты чаще используют семплы с джаза или рока. Жанр благодаря сочетанию агрессивности текстов и коммерческой направленности треков занимает свое место в мире мейнстрима. В субкультуре хип-хопа появляется такое явление как «биф».[14] Противостояния рэперов становятся обычным делом; один из самых известных бифов этого времени — «мостовые войны» между командами Juice Crew и Boogie Down Productions.[15]
Окончание золотой эры большинство изданий относят к 1992—1993 годам.[16] Это время развития музыки Западного побережья, которая сумела одержать верх в негласной конкуренции рэперов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, которая началась в 1991 году с выпуском трека рэпера Tim Dogg «Fuck Compton».
1990-е[править исходный текст]
Дебютный альбом Nas'а признают классикой хип-хопа 90-х.
Основная статья: Война побережий (хип-хоп)
Музыкальный критик Тони Грин в книге Classic Material ссылается на двухлетний период 1993—1994 как на «второй Золотой Век», в котором представлены влиятельные и высококачественные альбомы, использующие классические элементы недалёкого прошлого — драм-машина E-mu SP-1200, скретчинг и отсылки к хитам хип-хопа старой школы.[17]
В этот период времени возникло несколько новых поджанров хип-хопа, из которых самыми значимыми являются джи-фанк (возникший в экспериментах западных рэперов с фанком и игрой на синтезаторе), а также хорроркор, первопроходцами которого стали нью-йоркский рэпер Necro и хьюстонский коллектив Geto Boys.[18]
В период «второго золотого века» было выпущено несколько альбомов, которые в наши дни единодушно признаются «классикой жанра». К ним можно отнести Enter the Wu-Tang (36 Chambers) (Wu-Tang Clan), Illmatic (Nas), Buhloone Mindstate (De La Soul), Doggystyle (Snoop Dogg), Midnight Marauders (A Tribe Called Quest) и Southernplayalisticadillacmuzik (OutKast).[17]
Это время также характеризуется полным доминированием западной хип-хоп сцены над восточной, что вызвало глубокие противоречия между артистами обоих побережий и привело к конфликту крупнейших лейблов — Death Row Records и Bad Boy Records, итогом которого стало убийство двух ведущих артистов обоих побережий — Тупака и Бигги.
2000-е[править исходный текст]
После окончания войны побережий разрыв между мейнстримом и андеграундом стал проявляться гораздо сильнее, чем раньше. Первым толчком к этому стала возросшая популярность гангста-рэпа, ворвавшегося на MTV после выхода альбома Coolio Gangsta’s Paradise[19], что привело к коммерциализации жанра, его отходу от истоков. В конце 90-х известный продюсер Dr. Dre и вовсе объявил, что «гангста-рэп мертв».
Новая эпоха в хип-хопе характеризуется также тем, что в хип-хоп мейнстриме нет доминирующей группы артистов, как в начале 90-х, когда наибольшую популярность имели рэперы Калифорнии.[20] Хип-хоп мейнстрим представлен артистами Востока (Jay-Z, Lil' Kim), Запада (Game, Snoop Dogg), Мидвеста (Eminem, Kanye West), и Юга (Lil Wayne, T.I.).
В это время появляются новые жанры хип-хопа (кранк, снэп), музыка приобретает ярко выраженную коммерческую окраску, появляются смешения с модным R&B, с электронной музыкой (хаус, дабстеп).
Однако развивается и андеграундная сцена. Одним из популярнейших хип-хоп исполнителей андеграунда является лидер лейбла Strange Music Tech N9ne.[21] Огромное количество поклонников имеют так называемые «супергруппы», к которым можно отнести коллективы La Coka Nostra, Goondox, Army of the Pharaohs и Soul Assassins.
Поджанры[править исходный текст]
Олд скул[править исходный текст]
Основная статья: Old School (хип-хоп)
Old School является самой первой разновидностью хип-хоп музыки; его возникновение датируют 1979 годом — временем выпуска композиции «Rapper’s Delight» группы The Sugarhill Gang. Этот жанр отличается от остальных направлений хип-хопа своим относительно упрощенным речитативом — большинство строк занимают примерно одинаковое время, а речевые ритмы редко изменяют направление по ходу битов композиции. В основе инструментала лежали композиции, заимствованные из фанка или диско, хотя некоторые треки были разбавлены синтезаторным сопровождением. Основной акцент делался не на лирическую сторону музыки, а просто на «старые добрые времена»; единственным исключением из этого правила были Grandmaster Flash и его команда The Furious Five, чьи треки носили остросоциальную направленность.[22] Также одной из основных черт хип-хопа является продолжительность треков — от 10 минут и более. Начавшая в 1983 году музыкальную карьеру группа Run-D.M.C. стала строить свои композиции на основе хардкор-панка и хардкор-урбана. Деятельность группы привела к разложению «старой школы» и заменой её «новой».
Нью скул[править исходный текст]
Основная статья: New School (хип-хоп)
Основой жанра «нью-скул» стало сочетание семплера и драм-машины, начало которому положили все те же Run-D.M.C. и LL Cool J. Тексты песен носили разнообразный оттенок — от сознания значительности самим рэпером до описания жизни в гетто.[23] Первыми полноценными альбомами этого жанра считают работы Run-D.M.C. (1984) и Radio (1985).[24][25]
Другой отличительной особенностью «новой школы» стало то, что хип-хоп треки стали гораздо короче, что помогло им пробиться на радио. Развитие «новой школы», её коммерциализация привели к тому, что хип-хоп занял место в поп-культуре. Многие музыканты начали использовать рэп в своих песнях; в первую очередь это относится к знаменитой группе Beastie Boys.[26]
Гангста-рэп[править исходный текст]
Ice-T — основатель гангста-рэпа
Основная статья: Гангста-рэп
В конце 80-х некоторые рэперы (Ice-T, Schooly D) отклонились от тематики композиций «старой» и «новой школы» и стали описывать в своих треках свою хулиганскую молодость. 1982 год считается датой основания нового жанра, а первой композицией этого направления стал трек Ice-T «Cold Wind Madness». Тексты гангста-рэпа посвящены тяжёлой жизни в негритянских гетто, включающей в себя уличное хулиганство, грабеж и торговлю наркотиками.[27] Многие из родоначальников гангста были связаны с экстремистским движением за права чернокожих «Чёрные пантеры» и другими «Black power»-организациями, либо разделяют их взгляды[28].
Датой расцвета гангста-рэпа является рубеж 1980-90-х годов, время творчества группы N.W.A. Её лидер Eazy-E считается «крестным отцом» жанра.[29] После распада группы в 1992 году жанр продолжал процветать, в особенности в Лос-Анджелесе. Такие рэперы, как Eazy-E, Ice Cube, MC Eiht были необычайно популярны в середине 90-х. На смену этому поколению пришли исполнители, смешивающие гангста-рэп с другими жанрами. К ним можно отнести Тупака, Снуп Догга, Кулио.[30] После знаменитой «войны побережий» популярность гангста-рэпа пошла на убыль, многие исполнители этого жанра стали представителями других направлений хип-хопа.
Политический хип-хоп[править исходный текст]
Основная статья: Политический хип-хоп
Public Enemy — основатели политического хип-хопа.
Предтечами политического хип-хопа в США стали Джиль Скотт-Херон и группа The Last Poets.[31] Однако подлинными основателями жанра следует считать Chuck D и его группу Public Enemy. Огромное влияние на становление политического хип-хопа оказал трек «The Message» (работа Grandmaster Flash), а также пропагандистская деятельность рэпера KRS-One. Одни исполнители политического рэпа часто призывают к антисоциальной деятельности, другие — к объединению общества перед лицом угроз изнутри и извне. В связи с этим различают несколько разновидностей политического хип-хопа:
чёрный националистический (Тупак, Public Enemy, Big Daddy Kane);
расистский (X-Clan, Onyx);
марксистский (The Coup, Marxman);
анархистский (Dead Prez, Anarchist Academy);
осознанный (Lupe Fiasco, The Roots, Immortal Technique, KRS-One).
Из всех этих течений осознанный хип-хоп стоит особняком, так как, в отличие от других направлений, никогда не носит антисоциального характера.
Альтернативный хип-хоп[править исходный текст]
Основная статья: Альтернативный хип-хоп
В конце 1980-х в Нью-Йорке появились группы, исполнявшие хип-хоп, не пытаясь поддаваться стереотипам гангста- и хардкор-рэпа. Эти группы смешивали фанк, поп-рок, джаз и соул и сочетали эту музыку с речитативом.[32] Такое направление и получило название «альтернативы». Альтернативный хип-хоп всегда оставался андеграундным жанром, хотя многие его представители — The Roots, Fugees, Arrested Development, Jungle Brothers, Gym Class Heroes — имели большое количество поклонников в США и за их пределами. На Западе также появились альтернативные хип-хоп исполнители. К ним можно отнести Digital Underground и Del Tha Funkee Homosapien.
На рубеже веков наблюдается подъем альтернативного хип-хопа; он прорывается в мейнстрим. Это объясняется тем, что его представители (MF Doom, Pharaohe Monch, Black Star) смешивали альтернативу с другими жанрами. Некоторые представители альтернативного хип-хопа — Kanye West, Gorillaz, Tyler, The Creator — стали одними из самых востребованных мейнстрим-артистов.[33]
Джи-фанк[править исходный текст]
Основная статья: G-Funk
Dr. Dre
Джи-фанк как жанр музыки появился в экспериментах калифорнийских гангста-рэперов с пи-фанком и ритм-энд-блюзом. В целом джи-фанк можно описать как сочетание пи-фанковой мелодии и глубоких фанковых басов с синтезаторским наполнением, тонким звучанием флейты и речитативом, разбавленным бэк-вокалом (и мужским, и женским).
Основателем этого направления считается рэпер Kokane, однако подлинным популяризатором — Dr. Dre, который в 1992 году выпустил альбом The Chronic, получившйи впоследствии 3хплатиновый статус.[34] С этого времени исполнители джи-фанка с лейбла Death Row (Snoop Dogg, Nate Dogg, Warren G, Tha Dogg Pound) стали доминировать на Западе. Один за другим они выпускали альбомы, приносившие небывалую прибыль — Doggystyle (1993), Regulate…G Funk Era (1994), Dogg Food (1995).
В настоящее время джи-фанк потерял популярность, которую он имел на заре существования. Теперь он стал андеграундным жанром, используемым в основном малоизвестными рэперами Калифорнии.
Хорроркор[править исходный текст]
Основная статья: Хорроркор
В начале 1990-х некоторые хардкор-рэперы углубили тематику своих треков, сделали её более жесткой. Одними из первых это стали делать Geto Boys и Necro, которых считают пионерами хорроркора — самого агрессивного поджанра хип-хопа. Лирическое содержание хорроркора основывается на образах фильмов ужасов, а может быть ещё более пугающим, описывающим самые низменные пороки человеческой натуры, ничем не прикрытое насилие. Обложки хорроркор-альбомов изображают попытки суицида, лица сверхъестественных существ и т. д.[35] Первоначально в основе бита лежали семплы с дэт-метала, хотя позже их стали основывать на саундтреках к фильмам ужасов.
Сам термин «хорроркор» появился в 1994 году, с выходом дебютных работ Gravediggaz и Flatlinerz.[36] Постепенно хорроркор набирал популярность в андеграунде, и даже такие популярные рэперы, как Tech N9ne, выпустили хорроркор-альбомы. Наиболее известные исполнители этого жанра в наши дни — Insane Clown Posse, Brotha Lynch Hung, Insane Poetry, Esham.
Хотя биты хорроркора представляют собой продукт семплирования, в последнее время многие исполнители стали насыщать свои композиции тяжелыми гитарными риффами, благодаря чему звучание треков представляют собой смесь дэт-метала и речитатива. Особенно часто это можно найти в работах рэперов Black Sunday, Lo Key, Twiztid, Necro.
Как отдельный поджанр хорроркора можно выделить гор хоп (англ. gore hop) — продукт смешения горграйнда и хорроркора. Музыкальная составляющая представляет из себя крайне тяжёлые ударные партии, смешанные с «индустриальными» синтезаторами и сэмплами(преимущественно фильмов ужасов), зачастую используются вставки криков, звуков льющейся крови и т. п. В качестве вокального сопровождения используется речетатив, исполняемый гуттуралом и гроулом;зачастую используются различные примочки для получения «нечеловеческого» звучания. Лирика имеет «горовую» направленность: изображение гниющих половых органов, садистских убийств, сексуальных девиаций, копрофагии и т. п. Впервые это направление выделилось в творчестве австралийской группы Suicidal Rap Orgy основанной в 2001 году. Поджанр всегда находился в андеграунде в следствии музыкальных особенностей и ряда запретов в большинстве стран на распространение в сети подобного мультимедиа. Наиболее известные представители: Butchers Harem, MC Bushpig.
Южный хип-хоп[править исходный текст]
Основная статья: Dirty South (жанр)
Хип-хоп южных штатов получил развитие во второй половине 90-х, после войны побережий, когда гангста-рэп все ещё был востребованным жанром, а занятые его производством лейблы находились в стадии стагнации; эта ситуация стала благоприятной для лейблов Юга[37] и их артистов, из которых самым значительным стал Джермейн Дюпри. Большую популярность получил исполнители хардкор-рэпа Master P и Three 6 Mafia, а также коллектив 2 Live Crew. Эти исполнители подготовили развитие таких жанров, как Dirty South и кранк. Также в андеграунде появился жанр «spiritual rap», который представляет команда The Lost Children of Babylon. В 2000-х годах статус суперзвезд получил дуэт OutKast, позже — рэперы Ludacris, T.I., Birdman, Lil Wayne.
Грайм[править исходный текст]
Основная статья: Грайм
В 2000-х годах развитие в Лондоне получил грайм — жанр на стыке гэриджа/дабстепа и хип-хопа. Он характеризуется мрачной атмосферой трека, раскатистыми басами и скоростной агрессивной читкой[38]. Хотя родиной жанра считается Англия, это направление все больше привлекает внимание и рэперов с других стран — к примеру, нидерландское трио Dope D.O.D.
Хип-хоп в России[править исходный текст]
Основная статья: Русский хип-хоп
Хип-хоп музыка проникла в СССР в 80-х годах.[39] Первоначально хип-хопом занимались представители других жанров — Кинчев[источник не указан 496 дней], Минаев и другие. Позже появились и первые «чистые» рэперы — «Палата № 6», Лигалайз, Влад Валов он же ШЕFF, группа Bad Balance, лейбл Bad B. Альянс, Богдан Титомир, группа «Мальчишник». Постепенно появлялись очертания поджанров хип-хопа — «старая школа» D.M.J, KTL DLL (КТЛ ДиЛЛ), P.L.C. (Посетители Лодочной Станции), White Hot Ice, Mr. Big Mac, (Каста), хардкор-рэп (Da Lost Boyz), политический рэп (Многоточие). Некоторые рэперы (Серега, Ван Моо) пытались смешать хип-хоп с русской национальной музыкой; появились смешения с регги (Le Truk, Чек) и с рагга-джанглом K&K. Так же появились андеграундные рэперы, показывающие порочность и заблуждения современного общества (Ю.Г., Рабы Лампы, D.O.B. Community). В конце 1980-х на востоке США развивается такое направление как Абстрактный хип-хоп, в начале 1990-х этот жанр приходит в Россию как альтернатива современному хип-хопу
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев