В рамках ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 27.06.2022 г. № 401 "О ПРОВЕДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА".
Автор проекта: методист ИЗО и ДПИ КГБУ «Корякского центра народного творчества» Точилина Ирина Никоновна
Редактор: Петрова Анна Ивановна
Встреча с камчатским художником, преподавателем КГБУ ДО «Корякская детская школа искусств им. Д. Б. Кабалевского» Шкалыгиным Александром Петровичем.
1) Александр Петрович, расскажите свою автобиографию.
- Я родился 22 мая 1969 г.р.. в селе Чир – Унвд Тымовского района Сахалинской области.
Мать – Антонина Васильевна Козлит – Шкалыгина, отец – Шкалыгин Петр Яковлевич. Семья многодетная: четыре мальчика, четыре девочки. Антонине Васильевне присвоено почетное звание «Мать героини», вручены ордена и медали «Материнской славе» 3,2 и 1 степени.
В начале 1980 года Шкалыгина Антонина Васильевна создала нивхский национальный ансамбль «Кех» - в переводе по нивхский «чайка». Гастролировали во Всероссийских, межрегиональных фестивалях, побывали за рубежом в Америке, Японии.
Начальную школу – интернат (1 – 3 классы) учился в селе Чир – Унвд – «Новая жизнь». С четвертого по седьмой класс находился в поселке Горки, Тымовского района, Сахалинской области. В районном центре, Тымовской школе – интернате окончил восьмой, десятый классы.
В 1986 году исполнилось 17 лет, поступил в Ленинградский ГПУ им. Герцена.
В 1987 году был призван ив Вооруженные силы ракетных строений, отслужил 2 года под городом Луга, Ленинградской области. Окончил в звании старшина батареи Противотанковой управляемой ракеты (ПУР).
В 1989 году продолжил учебу в ГПУ имени А.И.Герцена.
2) Кто был Вашим наставником?
С детства вспоминаю, был наставник Мун Сергей Намсунович, учился в Московском ГХИ имени Сурикова и подарил зарубежную книгу репродукции художника Питера Пацлса Фубинца. В основном по этой книге самостоятельно учился рисовать.
3) Какие первые художественные произведения изобразительного искусства впечатлили, сподвигли Вас выбрать свою профессию?
1986 год. Лето. В городе Южно – Сахалинске принимали в то время экзамены на местах. Преподаватель института, художественного графического отделения выделил мне кабинет и за 4 часа доложен нарисовать рисунок «голову Давида», созданный итальянским скульптором Микеланджело Буонарроти
Эта скульптура является наглядным учебным пособием для копирования и изучения основ академического рисунка, приучает обращать внимание на деятельность изображения, тренирует зоркость глаза, формирование навыков применения светотеневой моделировке формы, работа с быстрыми зарисовками и эскизами.
4) Вопрос из студенческой жизни, какие самые запоминающие, необычные истории, эпизоды происходили в студенческие годы?
Когда вернулся с армии и сразу поступил на 2 курс в факультет Народов Крайнего Севера. Это было в 1990 году, все активисты группы попросили у преподавателя выделить помещение – аудиторию, чтобы создавать скульптуры, принимать заказы, писать живопись. Просили своих однокурсников позировать и изображать портреты.
На 2 курсе был просмотр за 1 год обучения. Вспоминаю я, как в аудитории разместил, выставил свои работы по предмету рисунка, когда вернулся, то увидел, что не хватает 4-х работ. И спросил у преподавателя Андрея Корольчука, он ответил: «Работы забрали в архив университета».
В 1991 году звал с собой на Камчатку на пленер, но я не поехал.
5) Какие были первые впечатления, когда приехал на Камчатку?
Приехал на Камчатку в город Петропавловск – Камчатский, увидел окружение могучих вулканов, их величия, громоздкость, горные пейзажи, морское побережье, красоту заливов, бухт. С высоты можно оценить насколько восхитительная Камчатская земля. И не остался равнодушным.
В 1998 году приехал вместе с семьей в пгт Палана, очень понравился тихий и спокойный посёлок.
В 1999 году совершили поход на Паланские ключи с директором средней общеобразовательной школы, рожковым Владимиром Михайловичем. Поразило Паланское озеро – маленькое озеро между гор, озер. Произвело большое впечатление.
От Паланского озера до заповедника Паланских Ключей самое удивительное: горы, сопки, горячие источники, полет грациозных орланов. Увидел вживую стада, как овцы по тундре, свободно гуляют группами медведи. Для меня любопытство сильнее страха. Здесь уникальные пейзажи в любое время года, пестрые палитры ярких красок.
6) Назовите ваших любимых зарубежных и российских художников.
Знаменитые современные советские художники: Илья Ефимович Репин, Валентин Александрович Серов, Михаил Александрович Врубель.
Зарубежные художники - импрессионисты (по-французски impression – впечатление), удивляли народ: Клод – Оскар Моне, Толь Гоген, Эдуард Мане.
Камчатские художники – Вадим Владимирович Санакоев, Валентин Дмитриевич Северин, Дьяков Федор Григорьевич – живописец, заслуженный художник России;
Кирилл Васильевич Килпалин – союз художников СССР.
7. Принимаете ли вы участие в окружных, поселковых выставках детского творчества? Если да, то, по каким критериям Вы оцениваете работы учеников?
По приглашению организаторов окружных выставок обязательно участвую, как председатель или член жюри преподавателем по классу ИЗО КГБУ ДО «Корякской школы искусств имени Д.Б.Кабалевского».
В рисунках главное выбрать тему, показать оригинальные мысли, идеи, понять, что он хочет выполнить акварелью, гуашью, простым и цветными карандашами, мелками – изобразить замечательный и чудесный мир цвета, форм, композиций, уметь распределить рисунок на размере холста.
Я считаю, что все дети талантливые, у каждого ребенка развиты свои творческие способности. Фантазия некоторых детей очень обширная, мгновенная, работает зрительная память и воображение, умеют подобрать цвета красок эмоционально, особенно заметно с 1 по 4 начальных классов. Подростки и взрослые имеют страх, нет такой уверенной смелости, выразить в рисунках свои чувства и настроение.
8.Как учитель ИЗО искусства, что бы вы пожелали своим ученикам, как развить творческие целеустремленные способности?
Из прошлых воспоминаний, расскажу историю директора школы Тымовского района.
Во время Великой Отечественной войны было много бездомных детей, и он остался без родителей, любимого дома, города. Самостоятельно доехал до Дальнего Востока, тем самым спас себе драгоценную жизнь. Совет детям: «Ребята, дерзайте и ничего не бойтесь!». Навсегда запомнились мне эти слова.
9. Как Вы определяете успех талантов и одаренных детей, что делаете для продвижения?
По их усидчивости, терпению, которого не хватает у детей. Все дети одаренные, надо «вытащить», развивать, дать им задатки и раскрыть их душу, показать, ощутить красоту окружающего мира и понять, в чем сущность искусства.
10. Продолжите фразу «Я люблю тебя жизнь!».
Бог дал тебе путь и уже повзрослев, начинаем задумываться. Чтобы понять, нужно сделать много ошибок. Стараться не повторять, идти к лучшему, делать добро людям. Каждый человек должен оставить после себя след, передать знания, сохранить наследие другим.
11.Ваши пожелания всем трудящимся на благо образования и просвещения детей и молодежи в год педагога и наставника.
Считаю, воспитание, и образование подрастающего поколения по сравнению СССР пошел в упадок. Обладать терпение, усидчивость, также умение понимать и находить к детям индивидуальный подход.
Информация из архива 2023 г.
Подготовила и собрала:
методист ИЗО и ДПИ КГБУ «Корякский ЦНТ»
Точилина Ирина Никоновна.
Россия, 688000, Камчатский край, пгт. Палана
ул. 50 лет Камчатского Комсомола, д.15
тел./факс: (8-415-43) 31-4-18
E-mail: korzentr@mail.ru #Интервью #с #педагогами#ШкалыгинАП#
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1