Сохин А.В: «Ребенок учится мыслить, учась говорить, и одновременно совершенствует речь, развивая мышление»🧠
Связная речь представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что обеспечивает полноценное общение и взаимопонимание между людьми. В таком виде речи отражается структура мышления человека, его способность осмысленно воспринимать информацию и выражать её чётко, последовательно и логично. Речь и мышление неразрывно связаны между собой: связность речи всегда свидетельствует о связности мыслей.
С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что связная речь является адекватным речевым оформлением мысли говорящего или пишущего, обеспечивающим её понимание слушателем или читателем. Следовательно, главной характеристикой связной речи является её ясность и доступность для собеседника. Основная функция связной речи — коммуникативная, и она реализуется в двух формах: диалоге и монологе🗯️
Диалогическая речь считается первичной и естественной формой языкового общения, которая проявляется в чередовании высказываний между собеседниками. Учёные выделяют диалог как классическую форму речевого взаимодействия. Основная черта диалога заключается в том, что говорящие по очереди выражают свои мысли, причём они, как правило, знают, о чём идёт речь, и не требуют детального развертывания мысли. Для диалога характерно использование типичных речевых формул, устойчивых выражений и клише, связанных с определёнными бытовыми ситуациями и темами (Л. П. Якубинский).
Монологическая речь — это сложное и длительное высказывание, которое не предполагает немедленной реакции слушателей. Такая форма речи требует более тщательной внутренней подготовки и обдумывания, так как выражает одну мысль, неизвестную слушателям. О. С. Ушакова отмечает, что овладение связной монологической речью — это высшее достижение в развитии речи.
Методы развития связной речи👇
1️⃣Обучение диалогам
Развитие навыков диалога помогает обогатить словарный запас и улучшить грамматический строй речи. Беседы могут охватывать различные темы: обсуждение книг, фильмов, экскурсий, а также картин. Важно научить ребенка не перебивать собеседника, внимательно слушать, следить за ходом мыслей и уметь задавать вопросы. Постепенно вопросы взрослого должны становиться сложнее, так же как и ответы детей. Начинать стоит с простых вопросов, требующих кратких ответов, и постепенно усложнять их, чтобы стимулировать более развёрнутые ответы.
2️⃣Составление рассказов по картинкам
Работа с сериями картинок учит ребёнка понимать смысл изображённых событий и последовательно их описывать. Взрослый заранее должен продумать вопросы, которые помогут ребёнку лучше осмыслить происходящее на картинках. При составлении рассказов важно соблюдать порядок изображённых событий, а также можно предложить ребёнку самостоятельно расставить картинки в правильной последовательности.
3️⃣Работа над пересказом
Пересказ помогает развивать умение пересказывать события своими словами, сохраняя причинно-следственные связи и используя элементы авторского текста. Сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребёнку доступный ему рассказ, а затем обсудить его, задав уточняющие вопросы и объяснив незнакомые слова. Важно оценивать качество пересказа по полноте и последовательности изложения, а также по правильности построения предложений и отсутствию длительных пауз.
4️⃣Составление самостоятельных рассказов
Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения выбирать правильные слова, строить предложения и удерживать последовательность событий в памяти. Первые рассказы должны быть связаны с конкретной ситуацией, чтобы облегчить подбор слов и поддерживать логику высказывания.
5️⃣Чтение и обсуждение
После чтения рассказов или сказок полезно обсудить с ребёнком причины и следствия событий. Вопросы типа «Почему это произошло?» или «Кто был виноват?» помогают понять, насколько ребёнок осознал смысл произведения. Пересказ текста своими словами также указывает на уровень понимания.
Автор #ПодольскаяОльга
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев