Сущность керемета загадочна, а роль его в марийской мифологии противоречива. Существуют предания, уходящие в седую древность, из которых можно установить, кто же все-таки такие кереметы. Известный марийский этнограф Валериан Васильев записал следующую любопытную легенду. Когда-то, в давние времена, Бог послал ко всем народам устроителей жизни. По мере того, как жизнь народов обустраивалась, посланники постепенно один за другим уходили. В свое время ушли они и от марийцев. Однажды мариец случайно увидел одного из посланников и попросил его помочь в хозяйственных делах. Посланец не отказал. В другой раз мариец увидел его у березы и снова обратился к нему с просьбой, на что тот ответил, что если будет нужда в нем, то пусть приходит сюда и просит его. После этого божьих посланников марийцы не видели. Их назвали кереметами. Хотя они и ушли, но все же продолжают помогать марийцам. Согласно этому преданию получается, что Керемет - это не нечистый дух, а посланник божий. Надо сказ
...Ещё
Сущность керемета загадочна, а роль его в марийской мифологии противоречива. Существуют предания, уходящие в седую древность, из которых можно установить, кто же все-таки такие кереметы. Известный марийский этнограф Валериан Васильев записал следующую любопытную легенду. Когда-то, в давние времена, Бог послал ко всем народам устроителей жизни. По мере того, как жизнь народов обустраивалась, посланники постепенно один за другим уходили. В свое время ушли они и от марийцев. Однажды мариец случайно увидел одного из посланников и попросил его помочь в хозяйственных делах. Посланец не отказал. В другой раз мариец увидел его у березы и снова обратился к нему с просьбой, на что тот ответил, что если будет нужда в нем, то пусть приходит сюда и просит его. После этого божьих посланников марийцы не видели. Их назвали кереметами. Хотя они и ушли, но все же продолжают помогать марийцам. Согласно этому преданию получается, что Керемет - это не нечистый дух, а посланник божий. Надо сказать, что сюжеты о посланцах Бога, разумеется, в более широком смысле, довольно распространены в мифах народов мира.
Спасибо,Вячеслав,даже очень интересно,я о своей деревне знаю только то что знают все.Но никогда не считала что Керемет это нечистая сила.Ведь наши предки молились именно Богу Керемет.есть даже место Юмылан кумалме вер,моя бабушка всегда говорила :Керемет Юмо это великая сила.
Керемет (от чуваш. Киреметь), Луд, Шайтан, в удмуртской мифологии творец зла, противостоящий своему добродетельному брату Инмару. Моления Керемету совершались при эпидемиях и т.п. в священных рощах - кереметах (лудах), где специальный жрец туно приносил в жертву богу животных чёрной масти. Близкие представления о Керемете (и культ его) существовали в марийской мифологии, где Керемет - божество зла, брат и противник демиурга Кугу-юмо. Согласно поздней марийской легенде, Керемет задержал разговором старейшину марийцев Бедоя, когда тот шёл к богу, распределявшему религии среди народов земли; за это бог заставил марийцев поклоняться Керемету.
КИРЕМЕТ / КЕРЕМЕТ (Пшкрт.). Священное месхо; от араб. кирамäт. Киремет, собственно, есть место, где пребывает злой дух, напр. дух какого-нибудь известного, некогда жившего на этом месте чувашина, представляющего собой героя... Культ киремети возник у чуваш из почитания умерших, слившегося впоследствии с культом мусульманских святых, на что указывают и слова киремет, мăчавăр, мамале (Ашм. Сл. VI, 230-240; Ашм. Синт. II, 270). Тюркские соответствия: каз. кирäмäт = араб. целительное средство, все, что приносит счастье; особый дух, гений, которого почитают чуваши и также крещеные татары (Радл. Сл. II, 1356); кирг. керемет, узб. керамәт, казах. керемет чудо, нечто поразительное; туркм. керамат чудо, сотворенное святым; тур. керамет благородство, великодушие, милость, заслуга, уважение, почет; чудо, совершаемое святым; аз. кәрамәтли щедрый, благородный; як. кыраммыт проклятый. Финно-угорские соответствия
...Ещё
КИРЕМЕТ / КЕРЕМЕТ (Пшкрт.). Священное месхо; от араб. кирамäт. Киремет, собственно, есть место, где пребывает злой дух, напр. дух какого-нибудь известного, некогда жившего на этом месте чувашина, представляющего собой героя... Культ киремети возник у чуваш из почитания умерших, слившегося впоследствии с культом мусульманских святых, на что указывают и слова киремет, мăчавăр, мамале (Ашм. Сл. VI, 230-240; Ашм. Синт. II, 270). Тюркские соответствия: каз. кирäмäт = араб. целительное средство, все, что приносит счастье; особый дух, гений, которого почитают чуваши и также крещеные татары (Радл. Сл. II, 1356); кирг. керемет, узб. керамәт, казах. керемет чудо, нечто поразительное; туркм. керамат чудо, сотворенное святым; тур. керамет благородство, великодушие, милость, заслуга, уважение, почет; чудо, совершаемое святым; аз. кәрамәтли щедрый, благородный; як. кыраммыт проклятый. Финно-угорские соответствия: мар. керемет злой дух; место приношения злому духу / удм. керемет дух зла; священная роща / мордМ. керэметь название божества / мордЭ. керемет место жертвоприношения (Федотов ЧМЯВ, 196) Рус. кереметь "злой дух у мари и чувашей"; "языческое требище"; вятск. Заимств. из чув. киремет "злой дух; место, где он обитает", тат. кирәмәт "целительное средство", араб. происхождения (Фасмер ЭСРЯ II, 224).
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 5
Сущность керемета загадочна, а роль его в марийской мифологии противоречива. Существуют предания, уходящие в седую древность, из которых можно установить, кто же все-таки такие кереметы. Известный марийский этнограф Валериан Васильев записал следующую любопытную легенду. Когда-то, в давние времена, Бог послал ко всем народам устроителей жизни. По мере того, как жизнь народов обустраивалась, посланники постепенно один за другим уходили. В свое время ушли они и от марийцев. Однажды мариец случайно увидел одного из посланников и попросил его помочь в хозяйственных делах. Посланец не отказал. В другой раз мариец увидел его у березы и снова обратился к нему с просьбой, на что тот ответил, что если будет нужда в нем, то пусть приходит сюда и просит его. После этого божьих посланников марийцы не видели. Их назвали кереметами. Хотя они и ушли, но все же продолжают помогать марийцам. Согласно этому преданию получается, что Керемет - это не нечистый дух, а посланник божий. Надо сказ
...ЕщёСущность керемета загадочна, а роль его в марийской мифологии противоречива. Существуют предания, уходящие в седую древность, из которых можно установить, кто же все-таки такие кереметы. Известный марийский этнограф Валериан Васильев записал следующую любопытную легенду. Когда-то, в давние времена, Бог послал ко всем народам устроителей жизни. По мере того, как жизнь народов обустраивалась, посланники постепенно один за другим уходили. В свое время ушли они и от марийцев. Однажды мариец случайно увидел одного из посланников и попросил его помочь в хозяйственных делах. Посланец не отказал. В другой раз мариец увидел его у березы и снова обратился к нему с просьбой, на что тот ответил, что если будет нужда в нем, то пусть приходит сюда и просит его. После этого божьих посланников марийцы не видели. Их назвали кереметами. Хотя они и ушли, но все же продолжают помогать марийцам. Согласно этому преданию получается, что Керемет - это не нечистый дух, а посланник божий. Надо сказать, что сюжеты о посланцах Бога, разумеется, в более широком смысле, довольно распространены в мифах народов мира.
Спасибо,Вячеслав,даже очень интересно,я о своей деревне знаю только то что знают все.Но никогда не считала что Керемет это нечистая сила.Ведь наши предки молились именно Богу Керемет.есть даже место Юмылан кумалме вер,моя бабушка всегда говорила :Керемет Юмо это великая сила.
Ну знаете не чистый дух и так помощник бога, понятно что это божье творение)))))
Керемет (от чуваш. Киреметь), Луд, Шайтан, в удмуртской мифологии творец зла, противостоящий своему добродетельному брату Инмару. Моления Керемету совершались при эпидемиях и т.п. в священных рощах - кереметах (лудах), где специальный жрец туно приносил в жертву богу животных чёрной масти. Близкие представления о Керемете (и культ его) существовали в марийской мифологии, где Керемет - божество зла, брат и противник демиурга Кугу-юмо. Согласно поздней марийской легенде, Керемет задержал разговором старейшину марийцев Бедоя, когда тот шёл к богу, распределявшему религии среди народов земли; за это бог заставил марийцев поклоняться Керемету.
КИРЕМЕТ / КЕРЕМЕТ (Пшкрт.). Священное месхо; от араб. кирамäт. Киремет, собственно, есть место, где пребывает злой дух, напр. дух какого-нибудь известного, некогда жившего на этом месте чувашина, представляющего собой героя... Культ киремети возник у чуваш из почитания умерших, слившегося впоследствии с культом мусульманских святых, на что указывают и слова киремет, мăчавăр, мамале (Ашм. Сл. VI, 230-240; Ашм. Синт. II, 270).
...ЕщёТюркские соответствия: каз. кирäмäт = араб. целительное средство, все, что приносит счастье; особый дух, гений, которого почитают чуваши и также крещеные татары (Радл. Сл. II, 1356); кирг. керемет, узб. керамәт, казах. керемет чудо, нечто поразительное; туркм. керамат чудо, сотворенное святым; тур. керамет благородство, великодушие, милость, заслуга, уважение, почет; чудо, совершаемое святым; аз. кәрамәтли щедрый, благородный; як. кыраммыт проклятый.
Финно-угорские соответствия
КИРЕМЕТ / КЕРЕМЕТ (Пшкрт.). Священное месхо; от араб. кирамäт. Киремет, собственно, есть место, где пребывает злой дух, напр. дух какого-нибудь известного, некогда жившего на этом месте чувашина, представляющего собой героя... Культ киремети возник у чуваш из почитания умерших, слившегося впоследствии с культом мусульманских святых, на что указывают и слова киремет, мăчавăр, мамале (Ашм. Сл. VI, 230-240; Ашм. Синт. II, 270).
Тюркские соответствия: каз. кирäмäт = араб. целительное средство, все, что приносит счастье; особый дух, гений, которого почитают чуваши и также крещеные татары (Радл. Сл. II, 1356); кирг. керемет, узб. керамәт, казах. керемет чудо, нечто поразительное; туркм. керамат чудо, сотворенное святым; тур. керамет благородство, великодушие, милость, заслуга, уважение, почет; чудо, совершаемое святым; аз. кәрамәтли щедрый, благородный; як. кыраммыт проклятый.
Финно-угорские соответствия: мар. керемет злой дух; место приношения злому духу / удм. керемет дух зла; священная роща / мордМ. керэметь название божества / мордЭ. керемет место жертвоприношения (Федотов ЧМЯВ, 196)
Рус. кереметь "злой дух у мари и чувашей"; "языческое требище"; вятск. Заимств. из чув. киремет "злой дух; место, где он обитает", тат. кирәмәт "целительное средство", араб. происхождения (Фасмер ЭСРЯ II, 224).