Использование электронной записи
Этот метод включает в себя использование записей пения лучших певцов-кенаров. Этот способ удобен тем, что не требует присутствия самой птицы-»учителя», которую очень трудно найти. Качественная запись вполне может заменить певца-кенара.
Записи рекомендуется использовать не только на начальной стадии обучения, а также для совершенствования песни кенара, чтобы он не забывал плана исполнения песни.
Ученики с хорошей наследственностью легко воспринимают записанную и проигранную песню, даже если она очень сложная по содержанию. Запись ведущего кенара полезно ставить и во время линьки самцов, когда они поют редко. Кроме того, ее используют в случае когда приобретается самец с еще незакрепившимся планом песни.Певцы-самоучки самостоятельно формируют свою песню, на что уходит гораздо больше времени.
Основными коленами песни канарейки можно считать следующие:
-Россыпь - длинная звонкая трель, создающая впечатление стремительной «россыпи» звуков. Словами ее можно передать приблизительно так: «ри-ри-ри-ри-ри». Чем выше и легче звучит эта строфа, тем приятнее ее звучание для слуха. В зависимости от характера звука различают серебристую и металлическую россыпь, а также некоторые другие ее варианты.
-Овсянка - длинный ряд нежных мелодичных звуков более низкого тона, следующих друг за другом уже не с такой стремительностью, как в россыпи. Различают несколько вариантов этого колена: высокотональную, отбойную и обыкновенную овсянку.
-Отбой - сравнительно медленное и недолгое (5-6 раз) повторение отрывистых звуков, приблизительно передаваемых словами «тон-тон-тон«. У некоторых птиц этот звук искажается и слышится как «ти-ти-ти» или «тя-тя-тя».
-Колокольчик - длинный ряд звуков, напоминающих звон маленького колокольчика.
-Синицы - двухсложный мелодичный тур, напоминающий пение большой синицы - «ци-фи, ци-фи, ци-фи» (обычно первый слог ниже, второй выше). Но, к сожалению, у большинства кенаров это колено отсутствует или звучит искаженно.
-У очень немногих кенаров можно услышать еще один очень интересный тур песни, который звучит примерно так: «кули-кули-кули». Этот тур обычно называют кулики.
-Кроме перечисленных, в песне кенаров встречаются колена, напоминающие напевы других птиц, или сымпровизированные самим кенаром и звучащие очень красиво. Такие колена называют вставными.
Еще несколько слов о пении кенаров-самоучек. В общей сложности их, пожалуй, больше, чем «ученых». Ведь далеко не все любители канареек специально интересуются их пением. Поэтому и у нас, и за границей издавна ведется нескончаемая линия самых обыкновенных «беспородных» канареек. Не стесненные рамками той или иной «школы», они поют так, как могут, в меру своих возможностей комбинируя унаследованные элементы песни с индивидуально приобретенными. Конечно, бывают среди них и посредственные исполнители - с излишне резкими и громкими коленами песни, однако многие поют так приятно, что заслушаешься. Наши канароводы часто называют их канарейками «лесного напева».
Пролит свет на песни канареек
Группа американских учёных из университета Рокфеллера (Rockefeller University) обнаружила, что птенцы канареек на этапе раннего развития с удовольствием копируют незнакомые и несвойственные им звуки и мелодии, но неизменно возвращаются к традиционным канареечным песням к моменту полового созревания.
Канарейки выбирают для спаривания партнёров, умело исполняющих традиционные песни. Поэтому канарейки, взрослея, прекращают подражать чему попало.
"Самое удивительное в том, что птицы, научившись подражать звукам, как это ни парадоксально, прекращают эту имитацию во взрослой жизни", — объяснил один из авторов исследования Тим Гарднер (Tim Gardner).
Очевидно, молодые канарейки изучают свои песни, пытаясь копировать пение взрослых птиц — этот трудолюбивый процесс обычно занимает 6-8 месяцев.
Чтобы узнать, насколько гибким является подход птиц к изучению, учёные воспроизводили для птенцов сгенерированные компьютером мелодии, которые не соответствовали никаким "стандартам" песен канарейки.
Оказалось, что молодняк подражает "иностранным" мелодиям с большим энтузиазмом.
Но потом случилось странное: как только птенцы достигли половой зрелости, они забыли все "неправильные уроки" и начали исполнять традиционные мелодии. Даже те канарейки, которые не пытались подражать никаким звукам вообще, воспроизвели надлежащую мелодию в точности, как взрослые.
"У нас пока нет исчерпывающего объяснения этому явлению, — признался профессор Гарднер. — Но птицы, которые проходят через период имитации, могли бы в будущем иметь более богатый репертуар. Таким образом, комбинация этой ранней свободы с более поздними правилами помогает птицам создавать более разнообразный набор звуков во взрослой жизни".
Разучивать песни птицам мешает голод
Певчие птицы, испытывающие недостаток пищи в начале своей жизни, неспособны изучить песенный репертуар, необходимый для привлечения партнёров для спаривания. К такому выводу пришёл канадский биолог Скотт Макдугалл-Шеклтон (Scott MacDougall-Shackleton) и его коллеги из университета Западного Онтарио (UWO).
Учёные исследовали 26-дневных неоперившихся птенцов певчей овсянки (Melospiza melodia), которых разделили на две группы: первая получила неограниченное количество пищи, а вторая — только две трети от среднего рациона.
Когда птенцы подросли, выяснилось, что у птиц, которые плохо питались, участок мозга, названный высоким вокальным центром (high vocal centre — HVC), был меньше.
"Эта область мозга имеет для птиц критическое значение — она отвечает за изучение и воспроизведение песен, подобно аналогичным языковым центрам в человеческом мозге, — объяснил Макдугалл-Шеклтон. — Наше исследование продемонстрировало, что умеренное ограничение пищи вредит мозговому развитию в начале жизни птицы".
По мнению биологов, вокальный центр у голодающих птиц столько мал из-за недостатка белков, необходимых для роста мозга. Кроме того, свою негативную роль играет гормональный стресс, вызываемый всё той же нехваткой пищи.
А бедный репертуар, в свою очередь, является сигналом потенциальным партнёрам о том, что этот певец или певица (голод влияет на способности обоих полов) не совсем здоровы.
Ученые доказали способность птиц учиться пению во сне
Американские ученые показали, что сон критически важен для запоминания новых песен у птиц. Нейроны, отвечающие за обучение, активизируются именно тогда, когда птицы спят, сообщается в пресс-релизе работы. Полностью результаты исследователей опубликованы в журнале Nature.
Важная роль сна в процессах запоминания и обучения известна давно, однако детальные механизмы ночной работы нейронов были неясны. Авторы данной работы решили выяснить, как сон влияет на разучивание новых мелодий у зебровых амадин Taeniopygia guttata. Птенцы амадин слушали, как поют взрослые птицы, затем повторяли песни сами сразу после прослушивания и после ночного сна.
С помощью электродов ученые установили, что активность определенных нейронов премоторной коры изменяется во время сна. Исследователи обнаружили зависимость между рисунком активации и услышанными за день мелодиями. Наутро птенцы воспроизводили услышанные в предыдущий день песни не очень хорошо, но к полудню их исполнение заметно улучшалось.
Вторым фактором, положительно сказывающимся на процессе обучения, оказалось повторение. Попытки воспроизвести только что услышанные от "учителя" мелодии приводили к усиленной активации нейронов во время сна. Кроме того, для лучшего запоминания трелей амадинам необходимо было слышать собственное пение. Включение посторонних звуков на большой громкости во время "тренировок" птенцов снижало скорость обучения.
Авторы работы считают, что во время сна у птиц происходят адаптивные изменения в нейронах премоторной коры, интенсивность которых зависят от того, повторяли ли птенцы песни "учителя" и слышали ли они себя во время повторения. Выводы ученых могут оказаться полезными и для человека: механизмы, отвечающие у птиц за приобретение вокальных навыков, во многом схожи с механизмами, лежащими в основе обучения речи и иностранным языкам.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев