)
‼ Электронная коллекция документов «Вклад Кузбасса в Победу», размещенная на сайте Архивного управления Кузбасса, пополнилась новыми документами. Дополнен раздел коллекции «Акция «Память».
Среди них документы (фотографии, автобиография) Героя Советского Союза, генерала-майора авиации Марковцева Степана Харитоновича.
📝 Степан Харитонович родился 20 ноября 1911 г. в семье крестьянина в с. Кукушкино Коченёвского района Новосибирской области. В 1920 г. его семья переехала в г. Щегловск (Кемерово). После окончания школы работал учеником слесаря, забойщиком в шахте, в 1928-1930 гг. работал шофёром в г. Гурьевске и одновременно учился на вечернем рабфаке.
С марта 1932 г. – курсант Иркутской военной авиатехнической школы, слушатель курсов усовершенствования техсостава в г. Ленинграде. С 1935 по 1939 гг. работал техником звена, старшим техником отряда и инженером авиаэскадрильи Харьковской военной авиашколы. В 1940 г. переучился на лётчика-бомбардировщика, был первым заместителем командира авиаэскадрильи 213 авиаполка Калининского военного округа.
📌 С августа 1942 г. был в должности командира 208 штурмового авиаполка 227 дивизии 8 корпуса 2-й (затем 8-й) воздушной армии.
В своей автобиографии Степан Харитонович писал: «...Первый свой боевой вылет совершил 24 июня 1941 года на бомбардировщике для удара по танковой колонне в Белоруссии. Затем переучился на самолет штурмовик Ил-2. Действовали... при разгроме фашистов под Москвой, затем на Орловском направлении, под Воронежем, на окружении Сталинградской группировки, на Изюм-Барвенковском направлении, потом на правобережной Украине, преодоление Карпат, освобождение Закарпатья, Польши и Чехословакии. Последний боевой вылет 8 мая 1945 года. Всего 125 боевых вылетов. За это время был 4 раза сбит, в том числе 2 раза тяжело ранен и 1 раз подожжен самолет над целью..»
📜 Степан Харитонович описывает один из многих, запомнившихся боевых вылетов 1942 года: «... к нам прибыл офицер штаба армии с боевым приказом - 22 мая с рассветом, нанести бомбардировочный и штурмовой удар по авиации противника на аэродроме Орел, под прикрытием наших истребителей... На фотоснимке мы видели, что «мессера» стоят в 2-х плотных линейках, как в мирное время. Цель отличная, но она обычно сильно прикрыта зенитной артиллерией и дежурными истребителями... Линию фронта прошли без повреждений. Мы поднялись на высоту 10-15 м. и продолжали полет к цели. У границы летного поля наша группа «горкой» набрала высоту 100-150 м. и перешла в атаку. С увеличенной дистанции открыли пулеметно-пушечный огонь короткими очередями. Это так называемый моральный огонь – прижать фашистских зенитчиков к земле, чтобы они не успели дать заградительный огонь. Атаковали поперек стоянок ...каждый летчик открыл огонь из РСов – реактивные снаряды, затем длинными очередями из пушек и пулеметов по вражеским самолетам. На высоте 10-12 м. выводили самолеты в горизонтальный полет и серийно сбрасывали бомбы...».
В послевоенные годы окончил курсы командиров авиадивизии, Высшие академические курсы при академии Генштаба. Служил заместителем командира авиадивизии, командиром дивизии, командиром корпуса, начальником боевой подготовки Воздушной Армии. В 1954 г. Степану Харитоновичу было присвоено звание генерал-майора авиации.
🎖 Награждён орденом Ленина и Золотой звездой Героя Советского Союза, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.» и другими наградами.
Более подробно с материалами коллекции можно познакомиться по ссылке https://kuzbassarchives.ru/vklad-kuzbassa-v-pobedu/ #80ЛЕТПОБЕДЫ
#КУZБАСС
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев