Александровская Слобода. Рождественская церковь
Двухпрестольный храм построен в 1814 г. на средства прихожан. Престолы — в честь Рождества Христова и во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Церковь к началу XX в. трижды перестраивалась. Прихожане — русские, татары-кряшены. Церковь построена в традиционной продольно-осевой композиции, в стиле ампир. От колокольни сохранились два нижних яруса. Священниками в храме служили: в 1883–1890 гг. Евфимий Дмитриевич Фелицин (ум. 1890); в 1890–1910 гг. Алексей Котлов (ум. 1910); в 1910– 1917 гг. Павел Минеев.
Верхний Багряж. Троицкая церковь
Однопрестольный деревянный храм построен в 1887–1889 гг. (приход существовал с начала XVIII в.) на средства елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева по проекту уфимского епархиального архитектора Александра Владимировича Перкица. Освящен вторично 5 марта 1897 г. после пожара, происшедшего в здании храма 16 июня 1896 г. трижды перестраивалась. Прихожане — русские, татары-кряшены. Церковь построена в традиционной продольно-осевой композиции, в стиле ампир. От колокольни сохранились два нижних яруса. Священниками в храме служили: в 1883–1890 гг. Евфимий Дмитриевич Фелицин (ум. 1890); в 1890–1910 гг. Алексей Котлов (ум. 1910); в 1910– 1917 гг. Павел Минеев. Приход церкви состоял из татар-кряшен, русских, чуваш и мордвы. Небольшой храм традиционной планировки с двухъярусной колокольней. В стиле эклектики — псевдорусского направления. В 1893–1917 гг. в храме служил священник, позже протоиерей Павел Абрамович Сельский. Церковь закрыта в 1931 г.
Заинск. Богоявленская церковь
Однопрестольный храм построен в 1881 г. на средства прихожан. Второй приход в селе открылся всередине 30-х гг. XVIII в. Церковь построена вместо старой, деревянной (возведена в 30-е гг. XIX в.). Полностью утрачен интерьер. Отсутствуют колокольня, кровля трапезной, завершение центрального объема. Сохранились только стены.
Заинск. Крестовоздвиженская церковь
Двухпрестольный храм построен в 1826 г. на средства прихожан, вместо старого, деревянного (приход существовал с XVII в.). Придел освящен во имя Святого Великомученика Иоанна Нового. В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. храм отремонтирован на средства местных жителей. В 1991– 1992 гг. заново возводятся колокольня, купол центрального объема. Церковь построена в стиле русского классицизма.
Кара Елга. Вознесенская церковь
Однопрестольный храм построен в 1860– 1867 гг. вместо обветшавшего деревянного на средства прихожан и деньги, выделенные местным землевладельцем, генерал-майором артиллерии Греви. Строительство велось под наблюдением священника А.В. Желвицкого. В 1910–1912 гг. храм отремонтирован. Прихожане — русские, татары-кряшены. Крупных размеров сельская церковь построена в сочетании древнерусских и классицистических элементов. Утрачены завершение колокольни и центрального объема. В приходе в 1865– 1890 гг. служил священник Арсений Васильевич Желвицкий (1841–?), выпускник Уфимской духовной семинарии 1864 г., в 1890 г. переведен в село Большая Шильна.
Налим. Казанско-Богородицкая церковь
Однопрестольный храм построен на средства прихожан и деньги, выделенные местным помещиком Петром Озеровым и елабужским купцом Андреем Павловичем Земляновым. Приход существовал с начала XVIII в. Строительство церкви велось в несколько этапов: в 1875 г. возводится часть колокольни и стены до простенков, после чего работы прекращены за неимением средств, в конце 1880 г. возводятся стены до свода куполов и колокольня. Освящение храма произошло через 22 года после начала строительства — в 1897 г. До этого службы велись в старой деревянной церкви, построенной в 1735–1736 гг., которая была разобрана в конце XIX в. и перенесена в приходскую деревню Байсар. Приход состоял из села и десяти деревень. Большую часть прихожан составляли татары-кряшены. Крупная сельская церковь построена в псевдо- русском стиле эклектики. В приходе служили священники: в 1880–1890 гг. Дмитрий Кириллович Сперанский; в 1890–1910 гг. (вновь с августа 1917 г.) — Афанасий Ермолаев; в 1900–1910 гг. Лев Павлов (окончил в 1900 г. миссионерские курсы Казанской духовной аккадемии).
Онбия. Покровская церковь
Двухэтажный храм построен на средства прихожан в 1868–1875 гг. вместо обветшавшего деревянного. Престолы: главный во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен 5 июня 1882 г.), правый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 1 октября 1875 г.). Храм назван по придельному престолу Покровским. Прихожане — русские, чуваши. Средних размеров сельская церковь построена в классицистическом стиле. Сохранившиеся ворота в ограде — в стиле ампир. Утрачены колокольня, завершение центрального объема.
Старый Токмак. Троицкая церковь
Однопрестольный деревянный храм построен в 1856–1859 гг. на средства елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева (приход существует с середины XVIII в.). Прихожане — русские, татары-кряшены. Небольшой храм выстроен по образцовому проекту К. Тона. Колокольня утрачена. Церковь была закрыта в 30-е гг.
Федотово. Казанско-Богородицкая церковь
Трехпрестольный храм построен в 1864–1868 гг. на средства, выделенные помещиком Василием Ивановичем Харькевичем и елабужским купцом Дмитрием Ивановичем Стахеевым. Приход существовал со второй половины XVIII в. Дата закладки храма выбита на камне фундамента: «Храм сей заложен 12 июня 1864 года». Приделы: во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Ивана Златоуста и во имя Святителя Митрофания Воронежского Чудотворца. Прихожане — татарыкряшены, русские. Утрачены колокольня, завершение центрального объема. Общий стиль постройки — провинциальный ампир. В 1883–1916 гг. в приходе служил священник Борис Васильевич Васильев (ум. 1916), выпускник Центральной крещенотатарской школы 1870 г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3