Запись
КЕРМИСЬ, СЕЛО ШАЦКОГО РАЙОНА.
Памятные места Рязанской области.
КЕРМИСЬ – село на левом берегу реки Кермись, административный центр Кермисинского сельского поселения. Население – 290 чел. (в 1992 – 458 чел.).
В различных документальных источниках находим разные варианты названия села – Керемса, Кермисино и наиболее часто встречающееся – Кермись. Свое название село получило по реке Кермись, на которой расположено. Происхождение гидронима не выяснено.
В.И.Даль указывает, что слово «керь» имеет в рязанских говорах значение «деревушка, селение, выселки, поселок». Но при этом следует отметить, что Шацкий уезд перешел в административное подчинение из Тамбовской губернии в Рязанскую только в 1923. В 1861 член сотрудник Императорского Русского Географического общества Т.Моллин попытался объяснить происхождение данного названия от финского слова «Keremaan-suo» (керемансуо), что в буквальном смысле обозначает «болото при бугре». Известно, что рядом с истоками реки проживали в древности мордовские племена. Моллин исходил, возможно, из чисто филологического сходства мордовского и финского языков, которые относятся к одной финно-угорской группе.
В 1915 местный священник Павел Петрович Курганский при подготовке материалов по истории села Кермись по заданию Церковно-археологической комиссии выдвинул версию, что село свое название получило «от небольшой речки Кермиси, которая в свою очередь стала так называться, потому что по берегам ее в прежние времена жило мордовское племя черемисы; слово «Кермись» и есть переделанное на русский язык слово «Черемисы». Мордва ближайшего Спасского уезда и доныне Кермись называет «Черемка». Курганский был переведен в Кермись для службы из Спасского уезда, и его предположение о происхождении названия села по реке достаточно убедительно, но сомнение вызывает высказывание о племени «черемисов», так как «черемисами» принято называть марийцев, которые в данном месте, по имеющимся источникам, не проживали.
Интересная точка зрения происхождения ойконима Кермись принадлежит М.С.Полубояринову. В своей работе автор дает следующее объяснение названию реки: «Кермись, левый приток Выши, бассейн Цны, Мокши. Керим – булгаро-чувашское языческое личное мужское имя; ис(ь) – буртасский термин со значением «вода, река». Керим+ис(ь) «река Керима». При этом более 150 лет ведутся споры о существовании народа буртасов, проживавших в Пензенском крае, где и находится верховье реки Кермись. Термин «ис» употребляется только в гидронимах, на что указывает название не менее 15-ти рек типа: Атмис, Колдаис, Шелдоис. По предположению автора, слово «виис», имеющее, по одной версии, мадьярское происхождение, адаптировалось в мордовское «ис». По всей вероятности термин «ис» обозначал в буртасском языке слово «вода, река», так как поля, леса с такими названиями не встречаются, а если данное окончание и относится к происхождению населенных пунктов, то является заимствованным из названия рек, на которых стоят эти поселения.
Одной из важных является работа Э.М.Мурзаева, посвященная народным географическим терминам. В своем словаре он приводит слова из различных языков, сходные с искомым ойконимом: 1) керман, кермен (чагатский язык тюркской группы языков) – «город, крепость»; 2) карман (чувашский, марийский и камско-булгарские языки) – «крепость»; 3) кирмен (татарский язык) – «крепость»; 4) керемень (древнерусский язык) – «укрепление»; и 5) кар (коми язык) – «город».
В работе П.В.Зимина и Г.В.Еремина находим топоним, родственный ойкониму Кермись – это река «Кермень – (Усть-Кермень) – приток Суры (недалеко от Пензы), кеременчик (герменчик) – тюркский – т.е. «древнее городище». Н.П.Милонов в своей работе «Топонимика, как источник для изучения истории края» рассматривает название как производное от иноязычного «Кер» – береста.
20 июня 1972, находясь в экспедиции в селе Кермись, В.И.Лебедев записал беседу, в которой «местный житель Александр Степанович Рябинкин поведал легенду о том, что в этих местах жил когда-то разбойник Кермись (Чермись). Кругом были леса. В них он и скрывался, пряча награбленное. Но эта легенда вряд ли дает объяснение искомому ойкониму.
Г.А.Мельничук в работе «Опыт краеведческого исследования села Кермись Шацкого района Рязанской области (бывшей Тамбовской губернии) со втор.полов. 18 века до 1917 года» (1997) высказал предположение, что название связано с проживанием определенного племени на территории протекания реки. Так как она протекает в местах былого расселения мордовских народов, то наиболее вероятным можно считать финно-угорское происхождение гидронима. Например, он мог быть образован от мордовских керь, кярь – «одинокий домик, поселение на отшибе» или кер, кяр – «лыко, кора». В первом случае гидроним мог указывать на соседство реки с каким-либо поселением, во втором -на место, где на берегах реки добывали лыко. Однако не исключено также балтийское происхождение гидронима, связанное с продвижением в древности некоторых балтийских племен до бассейнов р. Цны и Мокши. Ср. с такими гидронимами, как латышское Hirmis, литовский Kirmeliupis. Алеллятивами данных гидронимов являются, видимо, литовское kirms, латышское cirmis со значением «червь». Названия рек, образованные от подобных апеллятивов, могут указывать на извилистый характер русла или место добычи червей для получения червленой (темно-красной) краски.
Из вышеприведенных работ ясно, что в большинстве случаев происхождение ойконима Кермись связано с каким-то укреплением, поселением, проживанием народа или племени в местах протекания реки. С большой достоверностью можно утверждать, что гидроним Кермись старше ойконима Кермись.
Приведенные работы дают различную информацию об ойкониме Кермись, и по ним нельзя сделать заключение без рассмотрения работ, объясняющих происхождение аналогичных слов в различных языках. Рассматривая созвучное слово со словом Кермись находим, что в мордовском языке «кереметь» – это место для богомоления. Это немаловажный факт, потому что, как было указано ранее, в этих местах в древности проживали мордовские племена.
В копии с Шацкой писцовой книги Федора Чеботова 131 (1623) о владениях великой старицы инокини Марфы Ивановны в Верхнеценской области указано, что «бортники ходят и оброк платят... сельца Сыровель и деревни Шаморгиной и деревне Турсопки и крестьяне в бортные угодья... на реке Цне по обе стороны реки Цны да речке Кермисе по обе стороны и по верхней Кермисе».
Точная дата основания села Кермись не установлена, но по имеющимся документам это было самое раннее поселение по правую сторону реки Цны. И заселялось оно в 1780 из сел Борки, Ялтуново, Конобеево. Выселяли некоторых по жребию, других в наказание за какую-нибудь вину. Переселенцы расчищали леса, строили себе дома, образовывали на месте вековых лесов поля, луга...
Первоначально Кермись числилась деревней, но в 1822 на средства местного помещика А.Л.Нарышкина здесь был построен каменный Храм Рождества Христова с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Жители села Кермись активно участвовали в крестьянских выступлениях в годы 1-й русской революции 1905 – 1907. Летом 1906 совместно с жителями села Борки и деревни Парсаты они организовали коллективную порубку помещичьего леса.
К 1911, по данным А.Е.Андриевского, в селе Кермись насчитывалось 270 дворов, в коих проживало 1040 душ мужского и 1200 душ женского пола. В селе имелось 4 начальных школы: три одноклассных и одна 2-хклассная женская. В условиях малоземелья (3 дес. пахотной земли на душу мужского пола), местные жители занимались отхожим промыслом – плотничеством.
После Октябрьской революции 1917 Христорождественский храм в селе Кермись был закрыт, а в 1951 его здание разрушили до основания. В 1997 на месте старой в селе была построена новая деревянная Скорбященская церковь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3