" Если вы хотите понять, насколько вы далеки от духовного мира; насколько духовный мир близок к вам; заслуживаете ли вы, квалифицированы ли вы вернуться в духовный мир или нет, есть очень простой критерий — загляните в свое сердце и посмотрите, есть ли там зависть. Зависть означает: я хочу, чтоб другие жили ради меня. Это зависть. Но если в вашем сердце нет зависти уже, если вы готовы жить ради других, готовы служить им и жить счастьем другого — Кришны, духовного учителя, вайшнавов и всех живых существ, тогда не то, что вы готовы вернуться в духовный мир, вы уже в духовном мире."
Итак, мы сегодня продолжаем с вами обсуждать шесть врагов человека. И сегодня мы поговорим о зависти. Значит, эгоизм рождает гнев, гнев порождает жадность, жадность порождает зависть. Следует знать, что термин зависть в русском языке, как многие другие термины, отличается от санскритского понимания, что такое зависть. Санскритское понимание зависти очень широко, поэтому не удивляйтесь, если вы услышите совсем другое понимание этого вопроса, нежели обычно вы сталкивались с этим. 00:00:54Необходимость такого расширения этого понятия нужна потому, что этот термин объединяет многие тенденции психические в характере человека. И эти тенденции все могут быть одновременно, одним словом выражены. То есть слово зависть, оно указывает на многие вещи, и так как очень удобно объединив их в одно целое этим словом, можно видеть проявление в нашей жизни какие-то качества характера, какие-то проявления, которые как раз связаны с этим словом – зависть. 00:01:44Итак, следует знать, что бывает четыре типа независтливости, из них только два типа настоящих, остальные ложные, другие два ложные. Если человек никогда не кичится своими достижениями, и никогда не критикует достижения других людей, то это значит, что он абсолютно безгрешен, и это значит, что в его сердце нет и тени зависти. Независтливость в благости означает, что человек понимает, что он осуждает других людей, их недостатки, их несовершенство, он понимает, что он таким образом, в какой-то степени завидует. Хотя опять же видите, это слово как бы кажется не соответствует идее, но вы потом поймете, что соответствует. 00:03:01Итак, человек, который чувствует, что ему хочется критиковать окружающих людей за что-то, но он знает, что это неправильно, и в результате подавляет в себе это чувство, такое состояние сознания называется независтливость в благости. Первая независтливость – духовная независтливость, когда человек безгрешен. Вторая независтливость в благости. Независтливость в страсти – по сути дело не является независтливостью как таковой, это самообман, люди, которые независтливыми в страсти себя считают, они не завидуют близким и друзьям, при этом, завидуют всем остальным. Ну, по крайней мере, большинству. То, что касается их друзей и близких, они стараются не завидовать. 00:03:58Есть ещё независтливость в невежестве, когда человек настолько глуп, что он не завидует потому, что он не знает преимущества чего-либо. У него нет идеи завидовать потому, что он не понимает, чему можно завидовать. Это независтливость в невежестве. Четвертый тип независтливости. Итак, давайте попытаемся разобраться глубже, что такое зависть. Сегодня мы с вами сначала будем говорить о том, что такое ложное эго, хотя мы об этом уже говорили с вами не один раз, сегодня мы вновь коснемся этой темы. Потому что слово зависть очень сильно связано с ней. 00:04:45Итак, существует истинное эго или понимание своего достоинства. Человек чувствует себя достойным в том случае, если он делает благие дела, делает что-то хорошее для окружающих людей, и за это рад тому, что он это делает. Это называется истинный эгоизм. Однако же, такой человек, совершив плохой поступок, искренне считает себя негодяем, и раскаивается в том, что он так сделал. Тоже проявление истинного эгоизма. Таким образом, когда проявляется истинный эгоизм, иногда он проявляется как ощущение своей значимости, достоинства, а иногда проявляется как ощущение своей глупости. Это так действует истинный эгоизм. 00:05:45Ложный эгоизм действует иначе. Человек, находящийся под влиянием ложного эгоизма, он всегда считает себя хорошим или, в большинстве случаев. А если он считает себя плохим, то он считает, что ему не повезло просто, или обстоятельства сложились не так, как надо. Если б были другие обстоятельства, он бы сделал получше. Так действует ложное эго. Истинное эго означает желание жить для других, ложное эго означает желание жить для себя. Согласно ведическому знанию, ложное эго является причиной всех страданий. И мы с вами говорили на самой первой лекции, что эгоизм порождает все страдания, вот этот вот ложный – желание жить для себя, которые только существуют в этом мире. 00:06:33И что такое зависть? Зависть – это желание воспользоваться чужим счастьем или ощущение, что какой-то человек обделяет тебя счастьем. Зависть всегда связана с взаимодействием двух ложных эго между собой. Когда человек живёт для себя и целью жизни ставит своё личное счастье, в этом случае, несомненно, он будет конкурировать со всеми окружающими людьми, ему не избежать зависти. Потому что зависть означает взаимодействие двух ложных эго, и ничто иное. Итак, если человек просто настроен сделать что-то приятное только себе, а мы все так настроены, у нас нет другого настроя. Этот настрой, другой, жить не для себя, надо очень глубоко культивировать. Надо попытаться его сделать для себя. 00:07:30Точно так же, как, допустим, человек, приходя на производство, он никогда не сможет сразу быть мастером, так? Сначала он будет подмастерьем или каким-то младшим работником. Но потом он может стать мастером. Точно так же с самого рождения человек не может культивировать в себе истинное эго потому, что ложный эгоизм – мы с ним рождаемся здесь. Он является сутью нашего восприятия мира. Однако, не многие люди способны понять, что это неправильно, что это не приносит счастья. Лишь не многие люди на этой земле способны это понять. Большинство людей не понимают. 00:08:09И они думают, что они как-то смогут найти счастье с помощью сотрудничества какого-то. Но пока человек не действует с позиции истинного эго, счастлив он не будет. Так говорят Веды. Это бесполезно, просто никаких шансов. Потому что ложное эго, это всё равно что пытаться остыть рядом с костром. Можно остыть рядом с костром стоя, нет? Невозможно, будет жарко. Точно так же, когда человек действует с позиции ложного эго, он задевает ложное эго других людей. Хоть он это делает исподтишка, хоть интеллигентно, хоть тайно, хоть явно, всё равно это на тонком плане происходит связь, контакт, ложное эго возбуждается другого человека, и ничего нельзя сделать с этим. Все. 00:08:53Происходит взаимодействие. Оно рождает или тайное, или явное недовольство. Поэтому, как это происходит? Просто от нашего настроя. Настрой играет самую главную роль в нашей жизни. Если мы считаем, что надо жить не для себя, в этом время ложное эго не действует. Оно есть у нас внутри, но оно не действует. И человек тогда может добиться любых целей, которые он хочет поставить в жизни. Если он хочет жить для себя и приносить счастье только себе, в этом случае действует ложное эго и начинает возбуждаться окружающая среда. Он испытывает трудности, сопротивление со стороны родственников, от близких людей, от неблизких людей, от всех подряд. Все ставят ему палки в колеса. 00:09:43Но это не обязательно, что они это делают сознательно. Самое удивительное, что это все происходит бессознательно, подсознательно. Но нам кажется, что они все против меня настроены. На самом деле, нет. Просто так действует механизм. Это и означает враг. Ложное эго является врагом потому, что оно действует само, независимо от нашей воли. Мы просто настраиваемся неправильно, и тут же начинаются проблемы. это означает враг. Он действует, не спрашивая, хотим мы этого или нет. 00:10:18Итак, в этом мире существует два типа людей. Одни из них называются божественные натуры, другие – демонические. Есть только один критерий разницы между этими двумя людьми. Критерий называется завистливость. Если человек способен понять, что он завидует, и признаться в том, что он неправильно повел себя по отношению к другому человеку, что он ложное обвинение выставляет, если он способен признаться себе в этом, такой человек имеет божественную природу. И он способен быть счастлив в этом мире совместно с другими людьми. 00:11:07Человек, который не способен признаться себе в том, что он не прав, обладает демонической природой. И он может быть счастлив лишь временно, по своей карме, когда ему положено небольшое счастье иметь. В основном, он будет страдать потому, что в его жизни, жизнь его будет терзать со всех сторон, будет враждовать с ложным эго других людей. Причем, самое удивительное заключается в том, что вражда с человеком в благости, с человеком в страсти и с человеком в невежестве имеет разную окраску. Например, завистливый человек, будем так называть этих людей, которые не хотят признавать, что они неправы, их называют завистливыми людьми, завистливый человек видит в благостном человеке недостатки. Критикует его за это и испытывает негативизм к нему. 00:12:05Однако же, благостный человек, при этом, не обращает на это внимания, и не считает это чем-то уж сильно плохим. Он просто признает, что этот человек по своей природе не может не заниматься этим. У него такой уровень развития сознания. Ну, куда деваться, пускай критикует. Это мне полезно, мне на пользу, чтобы он критиковал меня, он мне делает хорошо, помогает. Дальше. Когда завистливый человек критикует человека в страсти, тот немедленно замечает это и выставляет в ответ защиту и свою собственную критику на него. Два фактора он выставляет. Первый – он защищает себя. Страстный человек всегда себя защищает. Благостный человек всегда признает свои недостатки. Он понимает, что нет смысла себя защищать потому, что это всё равно не помогает в жизни. 00:13:02Защита означает тоже деятельность с позиции ложного эго, поэтому благостный человек признает свои ошибки, пытается исправиться, и не обращает внимание на поведение того, кто пытается его критиковать дальше. Страстный человек всегда защищается, причём он не может не защищаться, даже если он сильно захочет потому, что его ощущение счастья означает жить для себя. Поэтому как кто-то мешает ему жить для себя, он его критикует, поэтому страстный человек всегда будет защищаться. Критика – это как заноза в сердце для него. Он не может быть счастлив в этом состоянии. Благостный может с критикой быть счастлив, страстный нет. И поэтому он пытается сопротивляться, оправдываться, и пытается сам критиковать того, кто его критикует. 00:13:48И невежественный человек при виде критики в свой адрес, он испытывает сильные страдания, потому что его эгоизм, его ложное эго просто огромно. Оно затмевает весь разум, и человек невежественный, когда он видит критику в свой адрес, он просто звереет. Он готов уничтожить. Женщина при этом ведет себя очень коварно, а мужчина очень жестоко. И признак невежества означает полная беспредельность в том, чтобы замаливать какую-то погрешность в поведении по отношению к себе, человек готов уничтожить другого человека. Это означает очень сильный уровень зависти. Ложное эго поразило разум. 00:14:35Итак, давайте сейчас разберем связь ложного эго с разумом. Это и есть завистливость и независтливость. Что такое разум? Разум – это знание о том, что такое счастье. Разум состоит из знания о том, что такое счастье. Человек в благости считает, что счастье – это жить во имя святого закона, во имя других людей. У него возвышенная цель в жизни какая-то. Он стремится изменять свои качества характера, самосовершенствоваться. Страстный человек живёт для материального достатка, ему хочется успеха в обществе, он пытается зарабатывать себе на жизнь, ставит это главной своей целью и считает, что других целей в жизни не бывает. 00:15:17Благостный человек стремится к высшему, духовному счастью, и обретает ощущение счастья. Страстный человек обретает ощущение напряжения, нехватку времени, и в конце концов, болезни, разочарование. У благостного человека разум полностью чист. Он не покрыт нисколько ложным эго. Он контактирует только с истинным эго. У страстного человека разум примерно наполовину покрыт эгоизмом, поэтому страстный человек с одной стороны, мир видит реально, а с другой видит его неправильно. Если то, что благоприятно, то, что ему способствует для его эгоистических желаний, он в этом направлении считает, что этот мир хорош. 00:16:03Например, его хвалят, ему говорят «ты хороший работник, хороший человек», он согласен, да. Когда ему делают замечание какое-то, и говорят, что в этом плане ты немножко не можешь, то страстный человек сразу не может принять этого. Он восстает в штыки, он против. Означает однобокая реальность. Страстный человек мир воспринимает однобоко. Он не может понять, что этот мир не состоит только из того, что по шерсти у нас есть недостатки, поэтому кто-то может их признать, сказать, что это так. И невежественный человек, его разум полностью покрыт эгоизмом, и он никогда не видит в себе недостатков, и никогда не считает себя неправым. 00:16:58Страстный ещё как-то признает, что может быть, он не прав, но он не хочет. Он как бы понимает где-то в глубине души, что он может быть не прав, но он не хочет себе в этом признаться. Скажет, по крайней мере, это не самое главное в жизни. Вот. А невежественный человек вообще считает, что он прав всегда. У него нет вариантов никаких по этому поводу. Итак, благостный человек не имеет эгоизма, страстный имеет эгоизм, но не слишком много, невежественный имеет много эгоизма. И теперь мы с вами будем разбирать поведение этих людей. 00:17:38Признак постоянного беспокойства, если человек пребывает постоянно в беспокойстве, это значит, что его эгоизм находится…. У него эгоизма больше, больше чем наполовину разум заполнен эгоизмом. Разум означает знание о том, что такое счастье. Если больше половины знания о счастье эгоистичную природу имеет, тогда, если что-то не по-моему, тогда я буду испытывать беспокойство. Но естественно, что люди при соприкосновении с моим эгоизмом будут выказывать свой эгоизм, понимаете? В результате этого, я буду видеть постоянно несправедливость вокруг себя. Что вот этот человек в очередь раньше меня встал, этот то, это се, я буду испытывать постоянное беспокойство. 00:18:28Я вот иду по дороге, этот меня обогнал, какое он имеет право? Этот на моё место в автобусе сел, какое имеет право? А эти все сели с краю ряда, нельзя пройти туда внутрь, мне некуда сесть в результате. Очень большая проблема. Вот. Или наоборот, желание сесть с краешку, это признак эгоизма, проявление эгоистичной природы. И когда указывается на проявление эгоизма, благостный человек принимает во внимание, может воспринять это как шутку. Страстный человек нервничает, невежественный человек готов убить. Сейчас протестировали себя понемножку? Зацепил? Тест прошел успешно. (Смеется). Ну, ладно, немножко мы отвлеклись. 00:19:36Итак, постоянное беспокойство означает сильный уровень зависти причём люди завистливые, они часто думают, что, на самом деле, они очень хорошие, но просто жизнь такая плохая, что им приходится беспокоиться. Они считают, муж неудачный, плохой человек, неудачно вышла замуж, работа неудачная, квартиру плохо – соседи плохие, квартиру плохо получила, неудачно очень, дети неудачные, не очень хорошие, зарплаты мало, неудачная жизнь, страна плохая, в плохой стране живем, здоровье не очень хорошее. И всё это означает… погода плохая тоже постоянно, это означает завистливая природа. 00:20:34Почему? Потому что человек, который хочет жить для себя, он постоянно обращает внимание на те факторы, которые мешают ему наслаждаться жизнью. Однако, человек, который хочет жить для других, у него совсем другое мировоззрение. Он говорит, муж – пьяница, ну, есть над чем поработать. Значит, у меня недостатков много, будем трудиться, возможность это. На самом деле, никогда не даст мне возможности расслабиться. Всегда можно работать над собой. Он дома на тебя так смотрит, и надо желать всем счастья. А так бы сидела на диване и ничего не делала, тут хоть можно работать над собой, трудиться.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев