, и произвели потрясающее впечатление масштабностью съёмок и эмоциональностью сюжетных линий. Это уникальный проект, осуществленный на базе «Мосфильма» в сотрудничестве с киностудиями Польши, ГДР, Италии и Югославии.
Эпопея включает 5 фильмов. Каждый посвящён конкретной военной операции. Действующие лица картины - реальные исторические личности и художественные персонажи. Сценарий был создан двумя писателями-фронтовиками, хорошо знакомыми с военной тематикой. Батальные сцены и историческую канву прописал Оскар Курганов, в годы войны работавший специальным корреспондентом газеты «Правда». Конкретику событий и лирическую линию написал Юрий Бондарев.
Создатели картины провели огромную работу с архивными документами, советовались с консультантами, среди которых были генерал армии С.М. Штеменко и маршал И.С. Конев. Много ценных замечаний было получено от Г.К. Жукова. Первый фильм эпопеи был готов уже в 1968 г. Однако после просмотра у Министра обороны Гречко фильм пришлось четыре раза переделывать. К этому времени Озеров закончил вторую часть «Освобождения» - «Прорыв». В прокат обе части вышли одновременно. Дальше подобных задержек не было.
Съёмки первых трёх фильмов проводились в окрестностях города Переяслав-Хмельницкого под Киевом. Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено. Проблема заключалась в том, что в местах боёв всё ещё оставалось значительное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли сдетонировать от пиротехнических эффектов или прохождения тяжёлой военной техники.
Заключительный фильм киноэпопеи рассказывал о последних днях войны. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в Берлине, в котором как раз в это время начиналась реконструкция одного из центральных районов. Все старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания, поэтому во время съёмок там можно было взрывать и ломать здания без всяких ограничений.
Штурм рейхстага снимался в нескольких местах. В Берлине был найден полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого напоминали рейхстаг. Бои внутри здания снимались в декорациях на «Мосфильме», а перестрелка наверху - в берлинском Доме техники.
Сцены боевых операций в фильмах эпопеи снимались масштабно, «в живую», без компьютерных технологий. Не было ещё таковых. Поэтому съёмочный процесс приближался к реальным военным действиям, как визуально, так и по ощущениям. «Я Европу освободил дважды», - шутил после съёмок Юрий Озеров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев