Для
социальной успешности детей важно, чтобы они учились быть хорошими
слушателями. В дошкольном возрасте большое значение приобретают приятели
по игре. У ребенка, умеющего внимательно слушать своих друзей и
чувствительного к невербальным сигналам, больше шансов наладить
отношения со сверстниками и быть желанным партнером по игре.
Так
же важно быть хорошим слушателем, чтобы общаться со взрослыми. Ребенок
должен научиться усваивать пожелания и распоряжения родителей,
воспитателей и учителей.
Мы предлагаем подборку увлекательных
подвижных игр, в которых дети с интересом слушают, прислушиваются,
вслушиваются, и благодаря которым их ушки «растут» и становятся чуткими.
ЗАПОМИНАЕМ ИМЕНА
ОПИСАНИЕ:
Это прекрасная игра, которая помогает детям познакомиться друг с
другом. Дети могут потренироваться говорить громко и отчетливо и,
соответственно, прислушиваться и запоминать имена других детей.
МАТЕРИАЛЫ:
потребуется мягкий предмет, например, маленькая подушка или пластиковый
пакетик, наполненный скомканной бумагой, на котором вы можете
нарисовать фломастерами веселую рожицу. Преимущество мягкого предмета в
том, что даже не очень ловким детям будет легче поймать его, чем,
например, резиновый мяч.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 3 лет.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЕТЯМ: Сядьте, пожалуйста, в круг на пол. Сейчас вы должны будете
перекидывать подушку от одного ребенка к другому – по кругу. Тот, кто
ловит подушку, громко произносит свое имя. Все внимательно слушают и
стараются запоминать имена.
Во втором туре подушка снова движется
по кругу, но на этот раз есть повод для «группового крика» – все громко
выкрикивают имя ребенка, который получил подушку.
В третьем туре
подушка уже не передается по кругу, а перекидывается через круг вдоль и
поперек. Группа хором снова выкрикивает имя ребенка, который получил
подушку.
ГАНС И ГРЕТЕЛЬ
ОПИСАНИЕ:
Это прекрасная возможность для детей потренировать свой слух и
тактильное восприятие. Кроме того, дети поработают над памятью своего
тела и побывают в ситуациях, от которых они могут получить удовольствие.
Чем старше дети, тем больше должен быть круг.
МАТЕРИАЛЫ: длинная веревка и две повязки на глаза.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 3 лет.
ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: Встаньте все, пожалуйста, в круг и возьмите в руки веревку. Внутри круга – большой темный лес.
В
лес отправятся два ребенка – Ганс и Гретель. Оба получают повязки на
глаза. В этом большом темном лесу они должны найти друг друга.
Они
не могут разговаривать, только звать друг друга, издавая еле слышные
звуки: жужжать, гудеть и так далее. Когда один ребенок издает звук,
другой должен ответить своим звуком. Звуки помогают им найтись.
Если они друг друга нашли, они могут обрадоваться и обнять друг друга.
Кто хочет стать первыми Гансом и Гретель?
(Следите
за тем, чтобы звуки действительно были тихими, но все же слышными. Вы
можете сказать, например, что дети потерялись, они боятся воров,
разбойников и зверей, поэтому издают лишь совсем тихие звуки, чтобы не
привлекать их.)
ПОД АККОМПАНЕМЕНТ ГАЗЕТЫ
ОПИСАНИЕ:
В этой игре дети должны хорошенько навострить уши, чтобы различить и
истолковать относительно тихие шумы. Не удивляйтесь тому, что можно
играть с таким будничным предметом, как газета. Особенно интересна та
часть игры, где дети могут переключить внимание от шумов к движениям
своего тела.
МАТЕРИАЛЫ: нужны различные газеты.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 4 лет.
ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: (Дети сидят в кругу на полу. У каждого ребенка и у вас есть двойной газетный лист.)
Я
хочу узнать, хорошо ли вы умеете слушать. Пожалуйста, закройте глаза и
внимательно слушайте. Сейчас я буду шуршать газетой и заставлять ее
издавать разные звуки, а вы должны представить, что я делаю. (Оторвите
от газеты кусочек.)
Я еще раз повторю этот звук. Пожалуйста, не
открывайте глаза… А теперь я в третий раз повторю этот звук. Но ваши
глаза при этом по-прежнему остаются закрытыми.
Теперь откройте
глаза и скажите мне, что я делал(а)… А сейчас постарайтесь сами
произвести точно такой же звук с помощью своей газеты… (Пусть дети
подобным же образом идентифицируют еще два разных звука - когда вы
скомкаете газету и, соответственно, когда вы ее разгладите. Дети слушают
с закрытыми глазами.)
Теперь вы сами будете шуршать газетами.
Снимите обувь. Положите лист газеты на пол и станьте на него. Попробуйте
бесшумно пройти по бумаге. Вы можете это сделать?.. Ощутите ногами,
какова газета на ощупь.
Теперь подвигайте ногами так, чтобы газета шуршала. Попробуйте сделать это по-разному - как получится.
А
сейчас я снова буду шуметь своей газетой, а вы одновременно с этим
будете совершать движения, которые, как вам кажется, будут подходить к
звуку. Закройте глаза, чтобы вы лучше могли сконцентрироваться.
(Быстрым
движением оторвите от газеты примерно 5 см. Посмотрите, что будут
делать дети, и прокомментируйте их движения. Также спросите их, каким им
показался звук отрываемой газеты и попросите их описать свои движения
словами.)
На этот раз я буду шуршать газетой по-другому. Когда вы
услышите новый звук, подвигайтесь как-нибудь так, чтобы это подошло к
нему. Каждый может двигаться по-своему, как ему удобно.
(На сей раз
рвите газету медленно и мягко. Наблюдайте за движениями детей,
комментируйте их, и пусть сами дети тоже опишут то, что они услышали и
то, что они делали.
Чередуйте короткие, резкие движения и длинные, мягкие, чтобы возник своего рода ритм, на который дети смогут реагировать.
После
этого издайте газетой принципиально другие звуки. Например, можно
свернуть газету до размеров А4 и ударить ею по ноге. Очень интересный
звук получится, если вы будете быстро-быстро трясти свернутой газетой.
Она будет звучать, как трещотка, а дети будут «танцевать» под эту
«музыку». Можете сделать и еще что-то, если ребятам интересно и они
готовы продолжать).
Спасибо! Очень интересно было смотреть, как
вы двигались. А теперь давайте вы будете шуршать газетой, а я буду
двигаться под эти звуки. (Пусть несколько детей по очереди пошуршат
газетами, а вы двигайтесь под музыку этих звуков.)
ТРУБА, КОЛОКОЛ, БАРАБАН
ОПИСАНИЕ:.
В этой игре дети должны быть хорошими слушателями, понимать и
запоминать «значения» различных звуков и, наконец, переводить услышанные
сигналы в действия.
МАТЕРИАЛЫ: дудочка, колокольчик и тамбурин.
(Вы можете вызывать различные шумы и без специального реквизита, просто
хлопая в ладоши, посвистывая или щелкая пальцами.)
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 4 лет.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЕТЯМ: Представьте, что вы – электронные куклы. Вы начинаете двигаться в
ответ на мои особые сигналы. Например, когда электронная кукла слышит
звук трубы, она начинает бежать. А когда кукла слышит один громкий удар в
барабан, она останавливается и не двигается с места.
Давайте
попробуем, сможете ли вы быть электронными куклами…(Коротко протрубите и
дайте детям 10 секунд, чтобы побегать, потом, подайте при помощи
барабана сигнал «стоп».)
Но кукла двигается не только под трубу.
Когда она слышит звук колокольчика, она останавливается и начинает
двигать руками вверх-вниз, как крыльями. Покажите, как вы можете это
делать.(Подайте короткий сигнал колокольчиком, пусть дети помашут руками
примерно в течение 10 секунд, а затем ударьте в барабан.) Очень хорошо у
вас получилось.
Мне очень интересно, все ли запомнили кукольные
сигналы: сигнал «стоп», сигнал для бега и сигнал для рук. (Подавайте
детям эти сигналы – пусть они реагируют на них. Интервалы между
сигналами могут быть короткими и длинными, и пусть их ритм постепенно
усложняется. Когда дети будут успешно справляться с вашими заданиями, вы
можете снова обратиться к ним.)
Готовы ли вы выучить четвертый
сигнал?.. Он таков: когда я начинаю очень тихо бить в барабан,
электронные куклы начинают двигаться, как игрушечные солдатики. В такт
барабану они поднимают по очереди левую и правую ногу и подтягивают
колени вверх. Давайте потренируемся. (Легко отбивайте в барабан ритм две
четверти, так чтобы дети могли двигаться в этом ритме.)
А теперь
мне очень хочется посмотреть, смогут ли электронные куклы реагировать
на все четыре сигнала… (Подавайте детям в различных комбинациях четыре
разных сигнала, пусть дети выполняют ваши команды в течение одной-двух
минут. Если вы увидите, что они действуют достаточно уверенно, можете
добавить еще и пятый сигнал.)
КОПИРУЕМ ШУМЫ
ОПИСАНИЕ:
Для этой игры не нужно никакого реквизита. Его заменяют воображение
участников и их способность внимательно слушать. Игра интересна тем, что
в ней есть два уровня сложности (сначала дети должны прислушиваться с
открытыми глазами, а затем – с закрытыми), и тем, что она дает детям
возможность побыть в роли ведущего, управляя вами.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 3 лет.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЕТЯМ: Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы все
должны быть очень внимательными и слушать, навострив ушки. Я буду
издавать разные звуки, а вы должны будете подражать им. (В этой игре у
вас нет никакого реквизита, поэтому вы должны издавать самые разные
звуки – высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и долгие – только
голосом и телом. Вы можете, например, мычать с закрытым ртом, подражать
крикам животных или свистеть. Можно также стучать пальцами и ладонями по
полу, по столу или по собственному телу, можно потирать руки или топать
ногами. Пусть дети копируют все эти шумы.)
Теперь я хочу узнать,
сможете ли вы подражать моим шумам, если закроете глаза. Как вы
думаете, вы на это способны? (Для начала лучше повторить те звуки,
которые уже звучали в первой серии игры, а затем постепенно перейти к
новым. Можно комбинировать уже знакомые детям звуки, порождая таким
образом нечто новое.)
Что ж, теперь вы можете сами стать ведущими
и проверить, насколько я смогу справиться с той же задачей. Я закрою
глаза, и каждый ребенок может произвести какой-то звук, а я попробую его
воспроизвести его. Но вы должны шуметь по очереди, то есть строго по
одному, чтобы я могла как следует сосредоточиться. Договоритесь, кто за
кем будет выполнять роль ведущего…
(Если группа с фантазией и у
нее подходящий настрой, под конец игры вы можете придумать все вместе
«музыку», которой до сих пор не существовало. Один ребенок издает
какой-то звук, потом подключается второй, производя уже другой звук,
затем вступает третий и т.д. Основной упор может быть сделан на
ритмичность звуков. Каждый ребенок решает, издаст ли он свой звук один
раз или многократно. Эта «музыка» не обязательно должна звучать красиво,
но она должна быть интересной, потому что к ней должны подключиться
все. Хорошо, если дети смогут при этом двигаться по кругу.)
Автор - К. Фопель. Из книги "Привет, ушки"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев