А там их уже ждали наши, которые перегоняли машины через Дальний Восток и всю Сибирь непосредственно к фронту. Это была тяжёлая и опасная работа. Сейчас самолёты гражданской и военной авиации ориентируются по электронике, а тогда такого не было. На огромных просторах Сибири лётчики могли ориентироваться только по компасу и солнцу. И если что-то происходило на борту самолёта, то помощи ждать было неоткуда», — пояснил Михаил Мягков.
«Посадки на короткие полосы в Анадыре — всё это было частью будней перегона. Полоса в Анадыре была около 400—450 м, и, чтобы взлететь, приходилось сливать топливо, облегчать машину и уходить с разбега прямо в сторону моря, используя встречный ветер и воздушную подушку над водой», — вспоминал лётчик Виктор Глазков.
Морозы -60…-40 °С, обледенение, обмороженные лица механиков тоже были частью их работы.
Военное кладбище Анкориджа
«Поставки из США помогли асам Красной армии завоевать господство в воздухе. Однако на пути к фронту разбились 80 самолётов и погибли 115 лётчиков. Часть пилотов разбились на Аляске, где есть мемориальное кладбище и установлен памятник — дань советским и американским лётчикам, воинам антигитлеровской коалиции, которые воевали против общего противника и принесли миру победу над злом германского нацизма.
Долгое время в СССР не знали, где покоятся советские лётчики, погибшие на Аляске. Лишь в конце 1980-х руководитель отдела «Аляска — Сибирь» Советского комитета ветеранов войны Евгений Радоминов установил, что сначала их хоронили вблизи аэродромов Нома и Фэрбенкса.
В отчёте, подготовленном в конце 1980-х, он писал: «В течение 45 лет у нас не было никакой информации относительно мест захоронения наших пилотов на Аляске». По распоряжению американской администрации от 22 октября 1946 года останки были перенесены на национальное кладбище в Форт Ричардсон, в 14 км от центра Анкориджа.
Сегодня там отдельный участок, на котором находятся могилы советских воинов. Их имена и даты гибели увековечены на плитах: Александр Савинкин, Муберек Нуриев, Михаил Муравьёв, Борис Кисельников, Степан Бокарев, Фёдор Дисков и др. Один из погибших остался неизвестен. Память об их подвиге поддерживается историками, ветеранами и дипломатами обеих стран.
Кладбище поддерживается в хорошем состоянии, находится под шефством Министерства по делам ветеранов США.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3