"Одним из видов вокальной техники, обязательной для всех голосов, является умение филировать звук. Это умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому, едва слышимому, и от тихого к громкому, оставляя при этом неизменными его вокальные качества.
Филировка полноценна, когда изменение силы звука происходит естественно, с сохранением свободы и льющегося характера голоса. Филировку нельзя рассматривать как некое механическое изменение - она связана с самой природой человеческого звука.
Неопытный ученик с еще не поставленным голосом обычно не владеет филировкой, прибавить или убавить силу звучания на выдержанной ноте ему, как правило, не удается. Обычно достаточно устойчиво филируются средние, наиболее естественно звучащие тоны. Затем, по мере освоения динамики, к ним прибавляются более высокие. Высокие ноты, у большинства певцов несколько напряженные, вначале лишены и полноценного vibrato, и свойства спокойно филироваться. Постепенно, по мере развития верной координации и силы мускулатуры гортани, верхние ноты получают свободу звучания и умение филироваться. Не владея свободным, естественным звучанием, не следует упражняться в филировке.
Филировка может служить отличным показателем правильности певческого звукообразования. Этим ее свойством пользовались старые итальянские педагоги XVII-XVIII веков. Они начинали постановку голоса с нахождения филирующихся звуков и в дальнейшем развитии голоса отталкивались от них.
Начинать филировку рекомендуется от mezzo forte или от forte к piano, в зависимости от характера голоса ученика. Первый звук должен быть хорошо атакован, должен получить достаточную силу и устойчивость и затем постепенно, медленно, естественно ослаблен до piano. Нужно следить, чтобы звучание оставалось в "одной точке", или, иначе говоря, одинаково "опертым", собранным, в высокой позиции. Обычно при переходе от forte к piano звук имеет тенденцию "отодвинуться" (распуститься, стать менее "опертым"). Этого следует решительно избегать. Лучше прекратить филирование, не доводя его до piano, чем исказить качество звука.
Наоборот, при развертывании динамики от piano к forte звук имеет тенденцию к чрезмерному напряжению, форсированию. Здесь контролем правильности может служить спокойное vibrato и единство качества певческого звука.
Разумеется, филировка должна использоваться с большим тактом и в тех случаях, где она показана автором или подсказывается творческой интуицией исполнителя. Хорошее владение филировкой является большим достоинством голоса. Красиво сфилированный звук - эффектный прием. Упражнения на филировку следует включать в число ежедневных".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев